МОРСКИЕ РАССКАЗЫ.  

МОРСКИЕ РАССКАЗЫ .
Предисловие.

Свои рассказы я написал и расположил в порядке, как проходила моя жизнь: по годам и датам и по тем моментам, когда они произошли. Имена и фамилии изменены, события и факты подлинные, но литературно обработаны. Всякое совпадение, чисто случайное. Места действия подлинные. Мой адрес – Советский Союз. Родился в СССР. Республика Узбекистан.



Капитан 2 ранга в отставке
Владимир Селин

МОРСКИЕ РАССКАЗЫ.


1. Станция Карымская.
2. Девушка без адреса.
3. Выборы в Верховный Совет СССР.
4. Сальто в залив.
5. Швартовка подводной лодки.




СТАНЦИЯ КАРЫМСКАЯ.
(быль)


Осенью 1951 года, мы курсанты ТОВВМУ возвращались из отпуска, по маршруту: Ташкент – Новосибирск – Владивосток. При следовании по Трансибирской магистрали произошел один неприятный инцендент. В поезде ехало много матросов и старшин, возвращающихся из отпусков и на некоторых станциях Трансиба «баловались»! – качали девушек(подкидывали вверх и нежно ловили). Этим в основном занимались матросы и старшины прошедшие японскую войну на ТОФе. И вот на станции Карымская (отсюда начинается дорога на Китай – КВЖД) эти молодчики качнули очередную девушку, а она оказалась в положении. Пожаловалась военному коменданту станции. Комендант задержал отправку поезда и пошел к вагонам разбираться, ну и разобрался! Его тоже качнули и немножко «уронили». И тут началось. Он вызвал караул или что-то большее(рядом было то-ли училище, то-ли военная спецшкола). Короче состав оцепили и стали искать зачинщиков.Задержали двух или трех человек. Поезд через 1,5- 2,0 часа отправили по маршруту, а матросов оставили. Что с ними стало неизвестно.


«ДЕВУШКА БЕЗ АДРЕСА!»
(Быль)


«Найти человека в Москве не легко,
Когда не известна прописка...», а
Посмотреть фильм на острове
Кильдин, в Баренцевом море...
Прикольно!





В один из дней лета 1957 года меня послали обеспечивать(как штурмана) торпедные стрельбы подводных лодок 161 бригады СФ на торпедолове. Командир торпедолова лейтенант «Х» был в отпуске. Командовал торпедоловом мичман-сверхсрочник. Команда ТЛ маленькая, 5-6 человек. Штурманское вооружение вообще допотопное, даже по тем временам, да к тому же еще и запущенное. Зато скорость торпедолов может развивать примерно до 30 узлов. Имеет три дизеля и небольшую осадку. Погода в этот день была свежая. Лодки были уже в полигонах БП или на подходе к ним. Торпедолов вышел из Екатериненской гавани и взял курс в район маяка Цып-Наволок. Пока шли из Полярного по Кольскому заливу, качка была небольшая. При выходе из Кольского залива за линию остров Торос-маяк Летинский как начало качать! Море было 4-5 баллов по шкале Бофорта.Сильный ветер. Гирокомпас «Гиря-М» показывал «погоду», хорошо работали магнитный компас, лаг и эхолот. Ну и естественно видимость маяков и знаков полуострова Рыбачий, корабля-цели успокаивала несколько меня, как судоводителя. Началась работа в полигонах, Что значит поймать практическую торпеду? Все не так просто! Торпедолов лежит в дрейфе или имеет «самый малый ход»! И ждет. Где всплывет красная головка торпеды. При прохождении дистанции торпеда всплывает и дает фонтан водой и мигает огонь, чтобы легче было ее обнаружить. Качка усилилась. Поймали 4 торпеды, заарканили их и закрепили на слипе. Шторм усилился. У нас вышел из строя один дизель. Плохо дело. Работать в таких штормовых условиях практически невозможно, да и стрелять торпедами тоже. Вышел из строя второй дизель. Командир ТЛ дал семафор на корабль-цель: «Вышли из строя два дизеля. Жду Вашего решения.» Штаб бригады и его руководство приняли решение отменить торпедные стрельбы и временно укрыться в губах и бухтах от непогоды. А нам приказали следовать под одним дизелем на рейд Кильдин Могильный, почему начальство приняло такое решение, одноу бог известно. Ведь проще было идти прямо в Полярный, расстояние примерно одно и тоже.Но приказ,есть приказ и мы его честно исполнили. Читатель вправе спросить, а причем здесь «Девушка без адреса»? А вот причем! Пришвартовавшись к рыбачему причалу на Кильдине Могильном для ремонта дизелей и отужинав мы с командиром ТЛ отправились на остров посмотреть, что и как? И обнаружили, что в местном клубе(райсарае) будет демонстрироваться новый художественный фильм Эльдара Рязанова «Девушка без адреса». Взяв билеты мы с удовольствием посмотрели этот замечательный фильм. А так как ремонт затянулся на двое суток, то вся команда торпедолова посмотрела этот фильм. Через два дня, отремонтировав двигатели нам дали «Добро» следовать в Полярный. На радостях мы врубили средний ход и через Кильдинскую Салму(пролив между островым Кильдин и материком) помчались домой. К вечеру уже отшвартовались у третьего стацинарного причала для выгрузки торпед с торпедолова. Так окончилось мое путешествие на остров Кильдин и его южную часть Кильдин-Могильный. Больше я там никогда не бывал, хотя на рейде Кильдин-Могильный становился на якорь неоднократно, но это уже другие истории и моменты.


Владимир Селин
Яундубулты, лето 2002 года.





ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР.



Были выборы в Верховный Совет СССР. Они были назначены на 23 февраля 1955 года. А накануне, меня отправили за топливом в г. Вентспилс. Получив топливо мы отправились в часть, но по дороге заехали в вокзальный ресторанчик и приняли по 150 граммов водочки и закусили. Отправились домой, ехать-то всего 38 км. Погода была дрянь. Шел мокрый снег, стекло машины залипало и шофер Лешка Тушин(из Ашхабада) протирал тряпкой стекло на ходу с подножки, держась за баранку. Мы с Вадиком заснули, а Лешка протирая в очередной раз окно подскользнулся. Машина была на ходу, был вечер, темно. Падая с подножки он крутанул баранку на себя и машина, развернувшись на скользской дороге на 180 градусов опрокинулась в кювет. Под машиной оказался шофер, бочки с бензином разбрасало. Когда я очнулся, выбил ногой дверь(она оказалась вверху, как люк танка) и помог выбраться Вадиму. Шофера достать из под машины не могли. Машина не загорелась, хотя бензин капал из бака. Что делать? Кругом лес. Курляндия. Темно. У нас шок! Помочь ничем не можем. Выбрались на дорогу, куда идти, в какую сторону? Сколько простояли на дороге трудно вспомнить. Вдруг появился свет фар. Военный ГАЗик с начальством остановился. Еле уговорили подвести меня до нашей части, но он гад этот полковник-пограничник довез меня только до развилки 38 км.,а там до штаба примерно1,0-1,5 км. И вот я бегом в дивизион сообщить об аварии и вызвать помощь, а Вадим остался у машины. Как выяснилось позже мы проехали свой поворот примерно на 2 км. И очевидно шофер искал указатель поворота, но это была версия расследования. Прибежав в штаб я доложил дежурному по части о случившимся. Была поднята по тревоге дежурная группа и добровольцы. Приехали на место аварии, подняли машину, но все было тщетно, шофер был мертв. Его придавило дверцей. Я был старший на машине и отвечал за машину и груз. Шофера на матриссе(дрезина генерала Маннергейма) по узкоколейке отправили в Вентспилс, но он к этому времени был мертв. Через несколько дней его похоронили в г. Вентспилс со всеми почестями. А нас с Вадиком полмесяца допрашивала прокуратура Вентспилского гарнизона. Когда прокурор узнал, что мы оба бывшие курсанты Военно-Морских училищ, обматерил нас всякими словами, выгнал из кабинета и закрыл дело. Вот так и закончилась эта история. Но я ее тоже запомнил на всю жизнь.


САЛЬТО В ЗАЛИВ.


Летом 1964 года со мной произошел несчастный - курьезный случай. Я дежурил в одном гарнизоне на Северном Флоте. Дублером у меня был слушатель академии им. В.И. Ленина. На территорию гарнизона прорвался пьяный мотоциклист из Полярного на 4-й причал. Там уже базировались подводные лодки 613 проекта. Мне приказали его поймать и арестовать. Что я незамедлительно с двумя патрульными и сделал. В это время из штаба дивизии с какого-то собрания или заседания шли: комдив, начальник штаба и зам. начальника политотдела. Подошли они к нам, собралась куча матросов и офицеров, чтобы посмотреть, что будет дальше. А дальше случилось вот что! Комдив сел за руль мотоцикла, в кляску посадили пьяного рабочего , а мне сказал: «Дежурный, садись сзади за мной. Отвезу Вас на арестантскую площадку». Я послушный офицер четко ответил: «Есть!». Он дал газ и мы дружно с 4-х метровой высоты, на глазах всей компании, сделав сальто рухнули на камни в залив. Был отлив и мы не "замочились". Очухался я и сразу бросился к комдиву. Комдив лежит, рабочий охает, у меня на кителе все пуговицы отровались, фуражка отлетела, а зам. нач. ПО принялся пристегивать мне орденские планки! Народ бросился нас спасать. На берегу немая сцена, как в «Ревизоре». Выбрались на дорогу, вытащили матросы мотоцикл. Вызвали дежурную машину, погрузили мотоцикл и отправили в гараж чинить его. Так приказал комдив. Рабочего рапорядился на машине отвезти в Полярный. Мне приказали сдать дежурство дублеру, и явиться в санчасть – вся морда была разбита. Я все так и сделал. В лазарете дежурил наш доктор с лодки Володя Лепехин. Он обработал меня и сказал, что придешь домой тяпни полстакана «шила» и ложись спать. Перед уходом домой я почему-то зашел к оперативному дежурному. Они меня стали рсспрашивать, как и что? Я им все рассказал. Тогда они говорят, жалко, что ты его(комдива) не покалечил. Ну это была подковырка. На следующее утро я пришел на завтрак в столовую. Семьи моей в гарнизоне не было. Морда в ссадинах, офицеры сразу: «Штурман, где надрался! За что тебя жена отходила!». Я помалкиваю. Входит начштаба дивизии капитан 1 ранга Семашкевич Ф.Б., подходит ко мне, обнимает за плечи и мы с ним мирно и ласково разговариваем. Офицеры насторжились! Побитый, а с ним ласково говорят! Пришлось им всем рассказать случившиеся накануне. После этого комдив и начштаба дивизии прониклись ко мне уважением. Вот такая история приключилась со мной летом 1964 года. Это призошло около 23.00 вечера, но стоял Полярный день и Светило не уходило за далекий горизонт. Но кости болели еще около полмесяца.



ШВАРТОВКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ.


Это случилось очень давно. Летом 1963 или 1964 года подводная лодка, после отработки задач в полигонах Баренцева моря возвращалась в базу. Стоял хороший летний день, погода была отличная, на море штиль. Свободные от вахты офицеры и матросы столпились на мостике, курили, вели беседу на разные темы. На берегу не были полторы недели. Когда прошли входные боны, сигнальщик по приказанию командира дал семафор на пост СНИС: «ОД. Укажите место швартовки. Командир ПЛ.». Через некоторое время был получен ответ: «Командиру. Швартоваться ко 2-му плавпирсу первым корпусом с Веста. ОД». Лодка начала медленно подходить к пирсу. Командир ПЛ по кличке «Слон», был опытным подводником и управлял кораблем грамотно и умело, но вмешался «его Величество» случай! Швартовые команды стояли на своих местах на носовой и кормовой надстройке в полной боевой готовности. На мостике лодки, как всегда, при швартовке, кроме командира ПЛ и старпома находились помощник командира и штурман лодки.
Кто жил или служил в Заполярье, на Севере, тот знает, что такое отливы и приливы в Баренцевом море. Это уровень моря то опускается на 3,5-4,0 метра, то поднимается на ту же величину, причем два раза в сутки. При этом возникают приливо-отливные течения, которые осложняют швартовку кораблей, и даже у опытных командиров не сразу получается все ОК.
Так вот! Лодка носом прицелилась под осрым углом к пирсу и стала медленно приближаться. С носовой и кормовой надстройках доложили, что швартовые команды готовы. Дали команду на телеграфы «Стоп моторы. Подать носовой»! По этой команде матрос швартовой команды бросает на пирс пеньковый трос с грузиком, к которому првязан стальной трос(швартов). Этот грузик имеет название «легость». Матрос бросил бросательный конец, грузик не лолетел до пирса и шлепнулся в воду. На мостике командир пробурчал: «Засранцы!». Лодку начало медленно относить течением от пирса. Пока свертывали мокрый бросательный конец для повторного броска, лодку отнесло довольно далеко от пирса и пришлось давать моторами ход назад. Отошли. Прицелились и снова начали подходить! Снова дали команду с мостика:»Подать носовой!». И опять осечка. Мокрый бросательный конец свернулся в узел и плюхнулся в воду, не долетев до пирса. С мостика ПЛ послышался рык, усиленный элетромегафоном на всю гавань: «Мудаки сраные! У Вас, что яйца мешают!». На этот выпад в адрес носовой швартовой команды, ее командир, а это был командир минно-торпедной боевой части РПЛСН спокойно крикнул на мостик: «Сами мудаки!» и отвернулся. Отборный флотский мат, усиленный электромегафоном и пререкания продолжались около 10 минут. Что тут было!... Помощник командира лодки и командир штурманской боевой части чуть не свалились с ограждения рубки от коликов и смеха. А сцена швартовки продолжала развиваться, как в хорошем приключенческом романе. Лодку снова отнесло течением от пирса. Пришлось отрабатывать назад. На мостике стоит мат. Командир и старпом взвинчены, а тут еще свои советы подсказывает замполит лодки, такой мудак, каких свет не видел. Обеспечивает швартовку ракетного крейсера политически! На носовой надстройке тоже пререкаются с мостиком... Отошли на середину губы, дали средний ход бортовыми электромоторами, подошли к пирсу почти вплотную. Подали бросательный конец. Матросы на пирсе стали вытягивать конец..., и надо же такому случиться, - отвязался бросательный конец от швартового стального троса. У швартовой команды шок! Немая сцена как в «Ревизоре», а на мостике «Взрыв» отборного мата: «Мудаки ебанные. Засранцы. Где Вас таких безруких, набрали, Вам бы только на гвозде стоять!» и т.д. А с носовой надстройки командир БЧ-3 отвечает тем же, а может и по хлеще. Короче лодку отнесло в третий раз. На пирсе столпился любопытный народ, как всегда в таких случаях. Над причалами несется отборный мат, усиленный электромегафоном, все держатся за животы и ждут, чем все это кончится. А лодка в третий раз отходит от пирса. Отошли. Легли в дрейф. Успокоились! И начали в четвертый раз подходить к пирсу. На этот раз получилось отлично, как в учебнике по швартовке. Лодка пршвартовалась. С пирса подали трап-сходню. Командир сошел на пирс, подошел к телефону и доложил оперативному дежурному дивизии ПЛ, что субмарина ошвартована первым корпусом с Веста.
А вечером в казарме на береговой базе командир лодки и командир БЧ-3 мирно играли в шахматы и вполголоса напевали: «Хороша ты хороша, но бедно одета!
Никто замуж не берет, девушку за это»...
Командира лодки вскоре назначали с повышенем в город-Герой Севастополь, а командир БЧ-3 окончив минные классы(ВОЛСОК) в г. Ленинграде, был назначен флагманским минером в одно из соединений подводных лодок в город Кронштадт.
Вот такая история произошла в далеком 1963, а может быть в1964 году на Краснознаменном Северном Флоте.
Напишите мне


Hosted by uCoz