Флаг сайта Народ.Ру: ИСТОРИЯ ГИБЕЛИ ПОМОЩНИКА КОМАНДИРА ПЛ "Б-69" СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА РОСТИСЛАВА РАСС.

ИСТОРИЯ ГИБЕЛИ РОСТИСЛАВА РАСС, ВОПИТАННИКА ЛЕНИНГРАДСКОГО НВМУ.

Впервые я познакомился с Ростиславом Расс, когда был назначен на ПЛ «Б-69». К этому времени он был помощником командира ПЛ. Лодка стояла в ремонте на СРЗ-35. После ремонта вернулась в Полярный. Начала отработку курсовых задач. По приказу командования лодку начали готовить к дальнему походу. Плавали много, так как сдавали все задачи, чтобы войти в 1-ю линию готовности. Лодку подготовили к дальнему походу, погрузили все, что надо и не надо, укомплектовали экипаж, назначали день отхода. Но получилось как всегда, поход отменили! Здесь я остановлюсь подробно. Команда была вся на борту лодки, лодка была подготовлен к бою и походу, вахта по готовности 2 стояла на местах, командир ходил по пирсу около тумбы с телефонами – ждал сигнала от оперативного дежурного Подводных Сил. Но «Добро» не было получено. Вместо этого на пирсе появилась комиссия штаба Северного Флота, проверила лодку на предмет готовности к дальнему походу и отменила выход. По какой причине не знаю. После этого мы заступили в так называемую готовность по флоту на месяц. Это значит: уволнения запрещены личному составу и офицерам. Все офицеры маялись дурью в каютах на береговой базе и пили казенный спирт, так называемое «шило», так как на Северном Флоте был установлен «сухой закон» – это было еще одно идиотство. И что еще интересно, квартиры офицеров были в 5 минутах хода от причалов, где стояли наши субмарины, а нас не отпускали домой! И вот в один из дней нас отправили в какой-то поход к Новой Земле, зачем не помню. Подошли к Новой Земле, выполнили задачу и повернули в сторону Гремихи(Иоканьги). Там должны были состояться торпедные стрельбы нашей бригады, почему там! Одному богу известно, да еще оперативному управлению Флота. За лето и осень 1957 года произошло два неприятных случая. Я на них остановлюсь более подробно,так как они в части касаются и меня лично. Первый случай: Я заступил на штурманскую вахту на переходе от Новой Земли к Гремихе. Вдруг в штурманскую рубку входит командир ПЛ капитан 2 ранга Очкас М.С. и спрашивает: «Когда будем в Гремихе?». Я ему ответил, что будем во столько-то. Он посмотрел на меня и говорит, что Турчинский (командир БЧ-1) назвал другое время прибытия в Гремиху. Вызвал Турчинского в штурманскую рубку. Проверили - я оказался прав. Что тут началось..., все ополочились на меня, особенно Турчинский, он был моим непосредственным начальником, да еще и однокашником по 1-у выпуску(дело в том, что меня в культ личности списали на Флот и я целый год пропустил. На меня один из курсантов, бог ему судья, написал кляузу, потом меня вернули, но заставили сдавать экзамены за третий курс, а списали с 4-го курса перед госэкзаменами, и я еще раз повторил 4-й курс с третим выпуском, а потом еще стажировка полгода, короче я отстал от своих однокашников ровно на 2-а года). Я себя не считал виновным, так как меня спросили, я ответил. Вахту я принял с определенными координатами и от этой точки вел счисление, определялся по радиомаякам. А что командир БЧ-1 докладывал командиру я не знал, да и мне до этого не было ни какого дела. Я делал свое дело и отвечал за свою вахту. А за мою вахту «посадки на мель не было! » (Из кинофильма «Танкер Дербент»). Вообще откровенно говоря Турчинский, как судоводитель, был на порядок слабее меня. Это показала жизнь и ранее(у меня была лучшая прокладка на факультете во время государственного экзамена), и в дальнейшей службе( на ПЛ «Б-82» и «К-79» ), а на 16 Дивизии ПЛ периодически исполнял обязанности Флагманского Штурамана и часто вместо Ф-1 вместе с начальником штаба капитаном 1 ранга Семашкевичем Ф.Б. обеспечивал ракетные стрельбы, а это - доверие руководства соединения.
Пришли в Гремиху, торпедные стрельбы по какой-то причине были отменены и мы вернулись на базу в г. Полярный.
В это время из автономного плавания возвращались две подводные лодки : «Б-75» и «Б-77» ( командиры ПЛ капитан 2 ранга Илюхин М.И. и капитан 2 ранга Михайловский А.П.). Мы продолжали стоять в готовности. ПЛ «Б-75» дала радио, что кончилось топливо у берегов Норвегии, на траверзе мыса Норд-Кап. Нам объявили боевую тревогу и послали встретить ПЛ «Б-75» и передать топливо. Как это сделать никто не досужился придумать. Встретились, но передать дизтопливо не получилось из-за сильной волны. Швартовка борт о борт исключалась, так как сильно штормило. Это примерно в тех координатах, где погибла атомная подлодка «Комсомолец». Взяли ПЛ «Б-75» на буксир, но завели почему-то пеньковый трос. Через некоторое время он оборвался. Командир ПЛ «Б-69» послал на корму помощника командира ПЛ старшего лейтенанта Расс Ростислава посмотреть, не намотался ли трос на винт ПЛ. Когда помощник был уже на корме, нахлынула огромная волна и смыла его за борт. Капкового бушлата на нем не было. Но спасла его канадка, она надулась и не позволила помощнику утонуть. Сыграли тревогу «Человек за бортом», но увы спасти помощника не смогли. Подняли тело на борт, доктор долго боролся за его жизнь, делая что положено, но не спасли. В спасении отличились три моряка: акустик Цибулько, рулевой-сигнальщик Чеблаков и один моториста(фамилию не помню). Короче со спущенным флагом и трупом на борту прибыли в Полярный, где уже ждали «скорая помощь» и руководство Подводных Сил во главе с адмиралом Орел А.Е. Три матроса за мужество и проявленный героизм были награждены медалью «За Отвагу», по Флоту был выпущен агитлисток о их подвиге. Похоронили старшего лейтенанта Расс Ростислава на кладбище в г. Полярном(в районе губы Кислая). Но самое интересное, что ПЛ «Б-75» все-таки самостоятельно «на честном слове» дошла благополучно до базы. Командиром БЧ-5 там был опытный инженр-капитан 3 ранга Зенкевич Эрлен Фомич. Он потом служил Флагмехом в Оленьей губе и на эскадре в Ягельной. Они разбавили дизелное масло, то-ли керосином, то-ли бензином или еще чем-то и благополучно закончили поход. Вот такие сведения сохранились у меня.
***************

СТИХИ РОСТИСЛАВА РАСС, ВОПИТАННИКА ЛЕНИНГРАДСКОГО НВМУ.
ПЕРВАЯ ПРАКТИКА
Под скулою шлюпки брызжет пена,
Звучно расступается волна,
Шквалы ветра шлюпку на борт кренят,
Снова выпрямляется она.
За кормою нагоняют тучи,
И норд-ост все яростней и круче.
Бьет в косые наши паруса.
А волна с кормы вот-вот накроет,
Но следят за парусом глаза -
Пусть норд-ост отчаяннее воет
В шкотах, вантах, белых парусах.
Мы идем дорогою большою,
И за этой практикой придет
Высшее училище морское,
Служба наша - корабли и флот!

1947г.

Мы

Пусть думают мы - умники и хамы,
Способны только спать, курить и пить.
Пусть дочерям приказывают мамы
Подальше от училища ходить.
Но для того, чтоб жизнь разнообразить
Ту самую, которой мы живем,
Мы все берем, не отряхнув от грязи,
И чистого, наверно, не найдем.

Да и зачем? Мы на земле немного
Свободных, вольных суток проведем,
Шумящая и бурная дорога
Ложится перед нашим кораблем.

На корабле все смело, гордо, чисто,
И не найдешь прекраснее людей,
Чем штурмана, минеры, торпедисты,
Идущих в море грозных кораблей.

1946г.

Встретив за Наргеном шквал,
Шхуну кидало на борт
Кливер, дрожа, затрещал.
Шли мы сквозь ветер и град,
Кончился первый поход,
Гордо поднялся Кронштадт -
Русского флота оплот!

Вышли на палубу мы…
Жаль, что на берег идем!