Флаг сайта Добро пожаловать на сайт «Советский подводник » !!! Народ.Ру: РИЖСКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1945-1955)

РИЖСКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1945-1955)
 

РИЖСКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1945-1955)ч.1
РИЖСКИХ НАХИМОВЦЕВ
(1945 – 1950 г.г.)
Доклад контр-адмирала Шаурова Александра Алексеевича.
Репино , 30 сентября 1995 года.


То, что Вы собираетесь прочитать, можно назвать отчётом. Наш, с Серёжей Куликовым, отчёт перед своими однокашниками о проделанной работе в Архиве ВМФ в Гатчине. А оказались мы там с любезной помощью начальника Ленинградского Нахимовского училища контр-адмирала Малова Н.Н., который в ходе подготовки к празднованию 50-ти летнего юбилея создания Нахимовских училищ в мае 1994 г. предложил группе наших ребят (Куликову, Ассееву и Макшанчикову) ознакомиться с архивными документами. Своё предложение он подкрепил оформлением через Главный штаб ВМФ пропусков в этот закрытый Государственный орган. Спасибо ему!
Я присоединился чуть позже, как только узнал об этом. И в последующем, вместе и порознь мы с Куликовым посетили Архив 4 - 5 раз. Нам посчастливилось потрогать, полистать, прочитать, а затем и выписать из пожелтевших страниц приказов, отчётов, стенограмм, докладов, донесений (и доносов тоже) тот материал, который для нас, его очевидцев и современников, в общих чертах хоть и был знаком, но лишь с одной стороны – со стороны нашей личной памяти, со стороны нашего «питонского» восприятия. Ведь мы многого не знали и не ведали, что делала другая сторона – руководство, учителя, воспитатели. В Архиве мы это узнали…
Поверьте нам на слово – это были волнительные часы погружения в далёкое, но такое близкое нам прошлое. И мы в этом часто, не стыдясь, признавались друг другу. Прочитали мы всё от корки до корки. Но выписать всё это, конечно же, не было возможности, да и необходимости. Если бы мы собирались писать историю училища, тогда другое дело. Для нас же с самого начала была поставлена ясная и ограниченная цель – выписать на память и для рассказа на очередной встрече только то, что касалось нашего выпуска. Возможно, мы и обеднили наш отчёт. Но что сделано, то сделано. Не надо судить нас строго.
Единственный материал, к которому нас не допустили – это к совершенно секретным отчётам политотдела. Что уж они там особенно секретно творили – вряд ли кто теперь и будет интересоваться. Но если судить по их отчётам, подчас безграмотным, с грифом «секретно», то в тех, совсекретных документах, наверное, затрагивались имена руководящего состава училища и не более того. Так что Бог с ними, пусть это остаётся тайной «Мадридского двора». Мы не много от этого потеряли.
А теперь ближе к делу, к архиву!
Все наши предыдущие встречи, начиная с 1975 года, мы почему-то приурочивали к первым числам ноября. Поэтому одним из первых вопросов было установить точную дату рождения нашего училища. И как оказалось, этих дат не одна, а множество. Вот эти даты:
-19 июля 1945 г. была подписана Директива Главного морского штаба о формировании нашего училища;
-24 августа 1945 г. подан и подписан Безпальчевым приказ №1 о вступлении его в должность начальника РНУ;
-30 августа 1945 г. – дата начала формирования училища, указанная в вышеприведенной Директиве;
-3 декабря 1945 г. «открылись двери» нового учебного заведения ВМФ: начались учебные занятия во всех ротах по вновь разработанным программам, и, наконец,
-1 января 1946 г. Безпальчев своим приказом назначил эту дату официальным днём рождения нашего училища для последующего отсчёта юбилеев и торжественного празднования.
Видимо, не судьба была долго жить нашей «альма матер», она не дожила даже до своего первого десятилетия… Поэтому вполне закономерен был выбор нашего оргкомитета провести «Встречу-95» 30 сентября 1995 года. Мы вписались в тот исторический коридор, который был показан чуть ранее.

Итак, перейдём теперь к собственно историческим событиям училища и нашей роты по архивным материалам.
На 1 января 1946 г. в приказе списочного состава училища нас, ребят, было 343 человека, и числились все мы кандидатами в воспитанники. У нас тогда на плечах ещё не было погон и погончиков, которых впоследствии отдельные из нас на время лишались в виде оригинального наказания. На бескозырках не было ленточек с золотой надписью «Нахимовское училище».
А вот краткие данные социально-демографического состава всего училища (к сожалению, по роте таких данных нет, но, по-видимому, мы резко не отличались для статистических данных) на тот период:
- из Ленинграда было набрано 146 кандидатов;
- из Москвы – 59 человек;
- из Риги – 57 чел;
- из остальных городов Союза – 81 чел.
13 человек было латышской национальности. Эта цифра о многом говорит, если её соотнести и рассматривать в контексте с современностью. Безпальчев, видимо, строго придерживался статуса училища: оно для сирот, для обездоленных, для опалённых войной (насколько нам известно, в Ленинградском нахимовском этот принцип не соблюдался). Поэтому из всех кандидатов детей военнослужащих было 73,7%, а сирот – 51,1%. Забегая вперёд, скажу, что система набора сохранилась и позже, ведь последствия войны затянулись на десятилетие. Так в 1949 г. из числа кандидатов было 93%, у 3,5% родители инвалиды войны и только у 3,5% родители были живы и невредимы.
Организационно на первых порах училище подразделяют на 4 роты:
- 4 рота – самые старшие, семиклассники, их было 90 человек;
- 5 рота – наша, шестиклассники – 113 человек;
- 6 рота – пятиклассники – 115 человек;
7 рота – самых младших, 11 – 12-ти летних мальчишек, их был один класс из 25 человек.
4 апреля 1946 г. соответствующим приказом мы приобрели статус «воспитанники», пришили погоны и погончики с буквой «Н», продели ленточки с бантиком на левой стороне бескозырки и ринулись отмечать этот исторический момент в фотографии г. Риги, в том числе и на улице Вальню. У многих из нас в собственных архивах сохранились эти фотографии с фирменной подписью «Роб Iогансонъ». К этой дате нас стало уже поменьше – 310 человек. Шел вполне естественный, а не конъюнктурный отсев невыдержавших первые трудности и особенности жизни в коллективе. Так, 31 декабря 1945 г. были с позором и понижением отчислены из нашей роты: Хребтищев, Шлектер и Яковлев. За коллективный отказ от пищи: «Почему мало дали второго?». В то же время училище пополнилось тремя новичками из Тбилисского и Ленинградского Нахимовских училищ, тогда же к нам из ЛНУ пришел Ф. Котловский.
Постоянный состав училища – командование, воспитатели, учителя, обслуживающий персонал – состоял из 139 человек. К сожалению, полного списочного состава этих людей в архиве не оказалось, это, наверное, хранится в отдельных кадровых архивах. И тем не менее, те, кто оказался на страницах архивных документов, имеют право быть перечисленными в нашем отчёте. Я перечислю их в произвольном порядке:
- 1-й заместитель начальника училища – капитан 1 ранга Плискин Л.Я.;
- Начальник политотдела – капитан 3 ранга Розанов Г.В.;
- Начальник учебного отдела – капитан-лейтенант Гасюк С.В.;
- Начальник строевого отдела – капитан-лейтенант Ефремов;
- Начальник учебно-кадрового отдела – капитан-лейтенант Овсянников;
- Начальник планово-программного стола – капитан-лейтенант Тимошенко;
- Командир кадровой роты – капитан Овсянников;
- Начальник ОМО – капитан Гончаров;
- Начальник продслужбы – старший лейтенант Ариненко;
- Начальник КЭО – лейтенант Вырин;
- Нач.фин – капитан Кириллов;
- Военный дирижёр – капитан Докшицер Л.С.;
Вот отдельные преподаватели, которые фигурировали в архиве:
- русского языка и литературы: Кравчук В., майор Сопиро М.С., Лозинский;
- математики – Бухман С.Н., Репин, Бугорский, Голод М.И.;
- черчение – Бурмистрова;
- истории и географии – старший лейтенант Ицкевич;
- химии – капитан Соколов;
- физики – старший лейтенант Башняков В.;
- естествознания – Левин Г.Д.;
- английского языка – старший лейтенант Енин, Мигрина Е.И., Бирон;
- военно-морской подготовки – капитан 3 ранга Дмитриев, капитан 3 ранга Симкин, капитан-лейтенант Залитэ;
- физподготовки – капитан Кропачев, лейтенант Петров.
Думаю, что нашей исторической памяти будет нелишним, если мы вспомним поимённо всех-всех, кто трудился на нас, на наше будущее. И пусть это будет своеобразным приложением к этому отчёту и нашей данью всем им. Но, безусловно, обязательным будет назвать имена и наших непосредственных начальников: командиров рот, офицеров воспитателей и их верных помощников – старшин. Хочу ещё раз оговориться на последующее изложение архивного материала. Мы составили отчёт по прочитанным материалам архива и только, мы почти ничего не привносили сюда из личных воспоминаний и впечатлений, чтобы не нарушать историзма. Это не дневники, не повести, не история – это лишь сухие факты, выписки из пожелтевших документов. Поэтому многих фамилий «не досчитались». Видимо, они были столь скромны и незаметны, что не попали на вид начальству и историкам.
Итак, о нашем непосредственном начальстве.
Первым командиром роты был капитан-лейтенант Бут Владимир Михайлович, он командовал нами до 28 мая 1947 г., его временно сменил на несколько месяцев старший лейтенант Сергеев С.И., с 30 августа 1947 г. командиром роты был назначен капитан 3 ранга Быстров И.П. и с августа 48-го и до выпуска нами командовал капитан, затем майор Сиротин В.Ф.
Офицерами-воспитателями были: в 51 классе – старший лейтенант Сергеев С.И., в 52 классе – капитан Подкаминский, в 53 классе – лейтенант Богданович В.В., в 54 классе – капитан Светлов М.А. (до 26.11.46 г.). Кто сменил погибшего Подкаминского, в приказах не обозначено, как и вообще не отражена эта нелепая гибель. А Светлова сменил старший лейтенант Кухарев Н.А., все остальные довели нас до выпуска.
Старшинами роты были старшина 1 статьи Молоканов С.Д., а затем его сменил старшина (авиатор) Смирнов Е.П. И, наконец, помощниками офицеров-воспитателей были старшина 1 статьи Кочетков, старшина 2 статьи Путнин – в 51 классе, старшина 2 статьи Каретников (53 кл.) и ст.2ст. Шашков А.М. (54 кл.). Почему-то в архивах оказался 54 класс.
Вот список 54 класса на 5 августа 1946 года:
1. Ассеев
2. Авербах
3. Александров
4. Брагин
5. Вырелкин
6. Гамалеев
7. Друскин
8. Ершов
9. Жуков
10. Зверев
11. Кашкин
12. Карпов
13. Московский
14. Олейник
15. Рыжаков
16. Светлаев
17. Смирнов
18. Чекмезов
19. Скоробеевский
20. Тоболкин
21. Толчельников
22. Тужилкин
23. Куцко
24. Крылов
27. Цынгуров
26.Думоревский
27. Шауров
И этот же класс, но уже под № 13 выглядел при выпуске в 1950 г.:
1. Ассеев
19. Рекстин
2. Александров
3. Боднев
4. Венедиктов В.
5. Иванов
6. Вырелкин
7. Гамолеев
8. Григорьев
9. Кулаков
10.Ершов
11.Жуков
12. Зверев
13. Кашкин
14. Карпов
15. Московский
16. Олейник
17. Котловский
18. Лабутин
19. Рекстиншс
20. Старбунов
21. Скаробевский
22. Тоболкин
23. Ломоносов
24. Чекмезов
25. Шауров
Таким образом, 14 человек оставались друг с другом неразлучны и как говаривал Лёвчик Скоробевский: «Пять лет в четырёх стенах, на мир из подворотни».
7 июля1946 г. начальник ВМУЗов вручил нашему училищу Красное именное знамя воинской части. В мае 46-го состоялась первая весенняя спартакиада училища пол многочисленным видам спорта, в том числе и по комплексу утренней гимнастики «на 16 счетов», который я запомнил до сих пор, наверное помнят его и многие другие. 1-е место в этих соревнованиях заняла наша рота, а первое место среди классов – 51 класс. С лёгким налётом гордости за подразделение скажу, что в последующем, наша рота будет очень часто упоминаться в приказах, как лучшая в спорте, учёбе, художественной самодеятельности.
24 января 1946 года приказом начальника училища был учреждён переходящий приз за первое место в учёбе и дисциплине. За первое место среди роты – портреты Сталина И.В. и бюст адмирала Ушакова, а за первое место среди классов – бюст адмирала Нахимова. Переходящий приз должен был вручаться один раз в году, на общем собрании училища – 22 февраля. Однако, как увидим в дальнейшем, эти призы вручались в неустановленные сроки.
15 июля 1946 г. появились первые «отчисленцы» из нашей роты: за неуспеваемость и неудовлетворительную дисциплину из 53 класса был отчислен Ульянов, а из 54 – Думоревский. 25 июня 1946 г. проводилась первая большая заготовка дров на зиму силами старшеклассников, где здорово отличились Васильев, Куликов, Жарнов, за что они были премированы по 30 рублей каждый, а остальные ударники – Гузев, Макшанчиков, Снопиков, Дмитриев, Певцов – благодарностью начальника училища. Печи в жилых помещениях топились дровами и углём, для чего выделялись дежурные истопники. Приказом начальника училища были определены нормы расхода дров и угля на каждую печь.
6 октября 1946 г. подводились итоги первого года обучения. Наша, 5-я рота, теперь уже 4-ая, - оказалась лучшей, командир роты Бут В.Л. получил благодарность, а воспитанники Снопиков, Московский, Чекмезов были награждены грамотами Начальника ВМУЗ. Двойки тогда, видимо, не «замазывали» и их среди годовых оценок оказалось – аж 62!
1 августа 1946 г. начался наш первый военно-морской отпуск. Если бы к этой «сухой» дате припомнить наши личные воспоминания – и поездка по голодной стране, и отоваривание выданных нам продпайков, и маскарадные шоу некоторых инициативных питонов с красованием наградами на груди, не удостоенными, а взятыми напрокат, то получился бы интереснейший рассказ. Но, увы, наша цель – только архивный материал, а всего того, на что я намекаю, в архиве не было.

РИЖСКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1945-1955)ч.2
Сентябрь 46-го: училище впервые принимает участие в городских школьных соревнованиях по лёгкой атлетике. Среди чемпионов города появились новые школьники – нахимовцы. Первое место по бросанию гранаты с результатом 43,5 м. занял Певцов, чемпионом в беге на 100 метров за 13,4 сек. стал Котловский, 2-е место по прыжкам в длину – 4м 54 см – Певцов 3-е место по прыжкам в высоту – 1м 30 см ! – Котловский. Кроме них, в первой десятке сильнейших легкоатлетов города оказались Шваб, Ершов, Вояковский, Лабутин. С 1-го сентября 1946 г., за счёт нового пополнения воспитанниками, сформировалась 7-я рота четвероклассников. Теперь в училище стало пять рот. Первыми старшинами классов из нашей роты стали: в 41-м кл. – Н. Васильев, в 42-м – В.Венедиктов, в 43-м – К. Васильев и в 44-м – А. Шауров. Через год некоторые старшины поменялись (это всё приказами): в 21-м – С. Куликов, в 22-м – К. Васильев, в 23-м – Ф. Котловский, в 24-м – прежний.
В феврале 1949 г. проводились первые общеучилищные лыжные соревнования. Второе место в гонке на 2 км со временем 11 мин 5 сек занял Макшанчиков. 5 марта вновь лично-командные соревнования по лыжам. Призёрами в гонке на 3 км наших не оказалось, там были все из старшей роты – Гладышев и др. 15 июня 1947 г. первые «Отличники БГТО» Московский и Ершов, а среди успешно сдавших нормы БГТО – Арнет, Боюбржецкий, Вояковский, Жарнов, Касобов, Куликов, Котловский, Зверев, Павуль, Согомонян, Светлаев, Рыжсков.
9 октября 1947 г. в честь 800-летия Москвы в Риге, на Даугаве, проводились парусные гонки. Первое место заняла шлюпка, где командиром был ст.2 ст. Шашков с командой – Ершов, Шауров, Ассеев, Московский, Зверев, Кецко, Ломоносов, Светлаев.
28 октября 47-го – осенний кросс на 1000 м в честь ХХХ годовщины Великого Октября. Общее первое место в училище среди классов занял наш, 32-ой, со временем 3 мин 50 сек, а личное 2-е и 3-е место со временем 3 мин 32 сек поделили Певцов и Котловский.
10 декабря 47 г. впервые проводился конкурс по такелажным работам. Первое место оказалось за нашей ротой, а лучшими «такелажниками» признаны Кунцис и Задорин. В январе 48-го проходил общеучилищный математический конкурс со 100% участием всех воспитанников по соответствующим школьным программам, но с привнесением в них элементов на сообразительность и логическое мышление. Наша рота на этот раз опозорилась вчистую: было получено 43% неудовлетворительных оценок, за что командир роты в приказе получил нагоняй. Но среди двоечников нашлись и собственные лобачевские, наши «умники и умницы» – Макшанчиков, Московский Ершов, Ломоносов (по исторической закономерности!) и Никольский.
Январь 48-го – общегородские школьные соревнования по гимнастике. Первое общекомандное место среди школ города завоевало наше училище, а личное 1-е место занял наш семиклассник – Женя Сергеев (с роты младше нашей). Успешное выступление наших ребят было отмечено приказом начальника училища, где в частности говорилось и о наших участниках: «… воспитанник Ершов вышел на соревнование без носкодержателей, в результате чего носки всё время сползали на ступни ног, что производило неряшливое впечатление и ухудшало спортивные результаты».
21 февраля 1948 года общеучилищные соревнования по сигналопроизводству (клотик, флажковое, разбор сводных сигналов), 1-е место занял 34-й класс (старшина группы – ст.1 ст. Шашков). Лучшими сигнальщиками названы Тоболкин, Кашкин, Московский, Чекмезов – все с 34-го класса.
17 марта 1948 года спартакиада школьников Латвии. Наше училище на равных борется за призовое место. Наиболее внушительный результат показали наши борцы греко-римского стиля (так тогда называлась вольная борьба). Чемпионами Латвии в своих весовых категориях стали Акатов и Нестеров из нашей роты, другие призовые места распределились так: 2-е место – Лабутин, 3-е – Григорьев, 4-е – Задорин и 5-е - Иванов Вадим.
3 апреля проводился второй конкурс по такелажным работам. Общее второе место занял 32-й класс, где старшиной класса был Венедиктов Валентин.
15 апреля 1948 г. училище в полном составе выехало в Москву на первомайский парад. Расселились мы в казармах на Красной Пресне. Ежедневно, с утра, по четыре часа строевых занятий на площади Химкинского водохранилища, вторая половина дня отводилась на культмассовые мероприятия. На тренировки парадного расчета и на экскурсии нас развозили по Москве внушительной колонной из голубых фордов. Это было красивое зрелище для москвичей, и нам их внимание тоже нравилось и в чём-то повышало наше достоинство. Каждый организационный шаг Безпальчева бил в одну точку: воспитывать нас, воспитывать и ещё раз – воспитывать в нужном направлении.
Где мы только не побывали, с кем мы только не встречались! Наши культурные и воспитательные маршруты прошли через Мавзолей, Музей подарков Сталину, ВДНХ, выставку трофейного оружия, стадион «Динамо», Третьяковку, Оружейную палату (недоступную тогда для широких масс), Большой театр со «Щелкунчиком», редакцию «Комсомольской правды» с Константином Симоновым. А с какими знаменитостями мы пообщались! Мокроусов, Глиэр, Новиков, Ростропович, Жаров, Мих. Кузнецов, Дружников, Вера Васильева, Столяров, Свердлин, Боголюбов, Иван Петров – какие имена!
О наших впечатлениях в архивах не отражено ничего, кроме одного эпизода. В одном из плановых донесений политотдела (с грифом «секретно») своему начальству имеется якобы высказывание Гольдинштейна. Было оно или его придумали политотдельцы из конъюнктурных соображений, мы не знаем, но приведём его, как архивный факт: « … даже до слёз стыдно (?), когда подумаешь, что не всё делаешь, чтобы отблагодарить нашу партию и правительство за заботу о нас».
27 апреля Главком Юмашев принимал генеральную репетицию флотской части парадного расчёта и дал хорошую оценку.
А 30 апреля в конференц-зале Главного штаба ВМФ на торжественном собрании в честь 1-го Мая присутствовали все участники парада, на котором командование ВМФ в лице адмиралов Юмашева, Головко, Левченко, Абанькина, Кулакова поздравляло нас и напутствовало на парадное прохождение по Красной площади.
И немного от себя. Мне очень запомнился небезызвестный полковник Карпецкий (готовивший Парад Победы), вышагивающий строевым шагом по сцене и приговаривающий: «Пускай на Вас посмотрят иностранцы, какие мы молодцы!»
В день парада стояла очень жаркая погода, и от теплового удара случился обморок с Ломоносовым. После парада, уже в казармах, получим телефонограмму от Булганина: «Моряки и нахимовцы прошли «отлично». Товарищ Сталин выразил Вам свою похвалу!»
В последующем училище принимало участие в московских парадах ещё 4 раза, но уже без нас – на 7 ноября 1949 г., на 7 ноября 1950 г., на 1 Мая 1952 г. и на 1 Мая 1953 года.
По различным документам прослеживается, какое большое значение придавал Безпальчев летним практикам. Все они проходили по очень насыщенным программам. Чтобы не повторяться, остановлюсь на примере летней практики 1948 г., она особенно наглядна и поучительна.
Перед каждой практикой готовился специальный приказ с постановкой целей и задач на лето. По содержанию, по стилю, по духу, казалось бы чисто административный документ, который мог бы подготовить любой опытный чиновник, чувствуется, что почти все приказы писались лично Безпальчевым и никем другим. В этих приказах «и физика, и лирика», и сердце, и холодный ум. Читать их – истинное удовольствие! Конечно, нам в большинстве эти приказы не доводились, лично я их почти не помню, поэтому думаю, что если я уделю место для их цитирования – это будет сегодня интересно всем нам. Но об этом чуть позже.
Итак, о задачах по приказу 48 года, вот они эти задачи:
- продолжить воспитание у воспитанников здоровых, физических и нравственных начал на природе и на воде;
- прививать глубокую и осознанную любовь к флоту и морю;
- развивать морскую выучку;
- продолжать физическую закалку и выносливость;
- продолжать закрепление общеобразовательных знаний, т.е. изучение английского языка применительно к флотской разговорной речи, это зарисовки природных явлений, это навыки в ориентировании на море и на суше. Это научиться анализировать местные и глобальные явления природы, - таков механизм реализации последней задачи.
Наверное, где-то в другом месте был изложен механизм реализации и других задач, я в этом не сомневаюсь, ибо это был стиль работы Безпальчева.
Весь учебный процесс состоял из шести дисциплин:
1). Главным и основным и по целевым задачам, и по объёму – была военно-морская подготовка (ВМП), где стержнем всего была шлюпочная подготовка. Шлюпочная база состояла из 25 «шестёрок», 3-х катеров (10-ти весельных) и нескольких «двоек» и «четвёрок». Каждая шлюпка на весь лагерный период закреплялась за определённой командой, которая её содержала, ухаживала и участвовала во всех шлюпочных походах. Кроме шлюпок, в этом виде подготовки были ещё сигналопроизводство и такелажное дело.
2). Общевойсковая подготовка (ОВП) – по времени это 35 часов, включала в себя:
- усвоение на практике изученных воинских уставов;
- методика строевой подготовки;
- организация проведения стрельб из стрелкового оружия;
- проведение стрельб из карабинов и «мелкашек»;
3). Строевая подготовка – из-за неэффективности её проведения вскоре была отменена.
4). Огневая подготовка (совмещалась с ОВП).
- изучение устройства стрелкового оружия, хранение и уход за ним;
- выполнение практических стрельб и в конце лагерного сбора - соревнования.
В 1948 году чемпионами по стрельбе были Арнет и Певцов, а статус лучших стрелков получили Александров, Вырелкин, Тоболкин, Жизнев, Коваль.
5).Тактико-техническая подготовка. Включала в себя пешие переходы, тактические игры, военную топографию, санитарную подготовку.
6). Физподготовка. Это плавание, лёгкая атлетика и спортивные игры. И всё это на состязательном фоне.
Итак, краткая хронология «Лагерь – 48»:
В период с 26 июня по 27 июля, в зависимости от окончания занятий по школьной программе, на шлюпках по Двине мы совершали первый за лето шлюпочный походик.
Уже 7 июля – крейсерская гонка на 25 миль (для младших классов – 15 миль), ветер на морской части гонки достигал 6 баллов, поэтому из 18 шлюпок старшеклассников к финишу добрались лишь 9. Из 17 шлюпок младших классов, где не было по маршруту морского участка, дошли 16 шлюпок.
Первое место заняла шлюпка капитан-лейтенанта Сергеева (старшина – Куликов) со временем 6 часов 54 мин 14 сек. Третье призовое место также заняла шлюпка нашей роты под управлением Кухарева (старшина – Шауров) со временем на 17 минут хуже первой.
Чуть позже, вновь – только уже чисто парусные гонки на личное первенство, где старшинами шлюпок были старшеклассники, членами команд – младшие классы, без офицеров и старшин пом. офицеров-воспитателей. К сожалению, архивные документы не отразили призёров и их фамилии. Буквально в эти же дни – шлюпочные гонки со 100% участием всего лагерного сбора, было совершено 67 шлюпко/заходов. Т.е. происходило это с пересадкой команд и всё это при ветре 4 – 5 баллов. Помню мои попытки применить этот опыт на флоте со своей командой из подводников, но они тут же разбивались о железобетонную стенку ОД: «Нонче, ожидается ветер до 4-х баллов!» Как Безпальчев умудрялся преодолевать этот запретный синдром больших начальников? – В архивных документах этого тоже не нашлось, скорее всего, – было другое время.
19 –20 июля – вновь комбинированные гонки: 10 каб на вёслах, 20 каб под парусом с «восьмёрками» вокруг буев и на финиш 10 каб по прямой воде, в т.ч. каждый в роли командира шлюпки либо на вёслах, либо под парусом. В общем зачёте 1-е место заняла шлюпка ст. 1 ст. Стрельникова. Сергеев же занял 15-е место, а второй лидер – лишь 9-ое. На память об этой гонке победители награждались фотографией команды в шлюпке под парусом и плюс – досрочное убытие в отпуск. (У кого-то из нас, наверное, сохранились эти фотографии).
Наиболее интересным и сложным по исполнению для двух старших рот был 260-мильный поход на шлюпках по Рижскому заливу на остров Роя в рыбачий посёлок. Туда большую часть времени шли под парусом, вначале же из-за штилевой погоды пришлось погрести. Но во второй половине пути, и в особенности при подходе к острову, поднялся шквальный ветер в 6 – 7 баллов, пошла крупная зыбь, шлюпки захлёстывало водой, пришлось её всё время вычерпывать. Всего в походе участвовало 8 шлюпок, из них – один 10-ти весельный катер в сопровождении 2-х рейдовых катеров, на одном из которых был руководитель похода – Безпальчев. Наш приход к посёлку вызвал неподдельный интерес и любопытство у местных жителей. Наверное, они впервые наблюдали такое зрелище. После ночевки прямо в шлюпках, на следующий день из-за сильного встречного ветра Безпальчев принял решение идти двумя колоннами на буксире у моторных катеров. Но это был не более лёгкий вариант. Весь переход сопровождал проливной дождь, шквальный ветер, часто рвались буксиры, а осуществлять маневр подхода для заводки нового буксирного троса в штормовых условиях было нелегко. Не могу сегодня вспомнить, были ли тогда нытьё, жалобы или страх? Но если это остро не запало в память, то, видимо, они были не очень существенными.
И опять приходится удивляться смелости Безпальчева, взвалившего на себя такой груз ответственности. Но всё это я отношу, может быть, не столько к его смелости, сколько к высокому профессионализму моряка, который был основан на личном опыте и уверенности в своих возможностях да, наверное, уже и веры наши умение и возможности.
Интересным и зрелищным был шлюпочный поход по реке Лиелупе на республиканский пионерский костёр. Протяжённость перехода туда составляла 15 миль, шли 28 шлюпок, двумя кильватерными колоннами, под парусами и на вёслах. На берег выходили по «форме раз» – все в белом – под оркестр. Наверное, это было эффектное зрелище!
И ещё в этот сезон сделали два небольших похода: 30-ти мильный в Майори при 100% охвате воспитанников и 12-ти мильный в Межапарк.
В физподготовке шлюпка также принимала участие, в т.н. комбинированную эстафету включались бег, плавание, гребля и парус. Победителей, к сожалению, архив также не дал. Но отдельные чемпионы в плавании отмечены:
- Котловский – 100 м. брассом 1 мин.36 сек.
400 м. брассом 8 мин.34 сек.
- Ростов - 100 м. кролем 1 мин.41 сек.
- Венедиктов -100 м. брассом 1 мин.48 сек.
18 июля в Риге, на стадионе «Динамо», в честь дня физкультурника училище принимало участие в гимнастических, показательных, массовых упражнениях. Младшие классы показывали упражнения с флажками, акробатические упражнения, а старшие классы – в перетягивании каната и «гвоздём программы» стали массовые упражнения с кранцами, придуманные лично Безпальчевым, и как он утверждал – «впервые на флоте».
Вот так примерно проходили все практики, я повторяться о них уже не буду. По итогам 47 – 48 учебного года были названы отличниками учёбы: Коновалов, Жарков, Снопиков, Гольдин, Штейн, Лебедев. А Московский, Макшанчиков и Чекмезов к тому же были награждены и грамотами Начальника ВМУЗ. 1 сентября 48 г. был введён ста

РИЖСКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1945-1955)ч.3
23 февраля, в честь Дня КА и КФ – первый большой, творческий вечер кружка физиков училища, где в роли Ломоносова выступал В.Ассеев. Гольдинштейн сделал доклад о русском физике Петрове, а Светлаев на сцене клуба показывал «опыты по электричеству» – так написано в отчёте о вечере. Олейник проводил опыты с атмосферным давлением, а Венедиктов в это вечер был признанным конферансье. Все участники во главе с их организатором Виктором Башняковым получили благодарность в приказе.
6 марта, накануне женского дня, девочки – наши партнёрши по танцам в клубе и в других увеселительных учреждениях – приняли активное участие в нашей художественной самодеятельности, являвшейся частью 5-й олимпиады ВМУЗов. В основном это девочки из 10-й 40-й рижских школ. Хочу привести их имена, не только потому, что все они были поощрены, скорее потому, чтобы вы вспомнили своих подруг в их девичестве. Это Сударикова Диана, Чернова Аида, Шейнина Алиса, Короткова Алла, Верховская Сима, Израиль Мари, Сигова Римма, Чуркова Инесса, Швилье Маргарита, Кулич Элеонора, Сахновская Люда и Сахновская Алла. Какие имена! Нынче такие не дают. Напомню вам и активистов художественных самодеятельностей и их парней, потому как, наверное, многие позабыли о своих художественных и творческих возможностях в прошлом. Это Александров, Жуков, Куренков, Серогодский, Скоробеевский, Кашкин, Назаров, Макшанчиков, Курогин, Рябов, Мациевский, Задорин, Ломоносов, Ершов, Шауров, Касоткин, Григорьев, Лабутин, Куликов, Бабин, Иванов В., Лебедев, Гузев, Друскин.
Затронув «женскую» тему, хочу остановиться и отдать должное в низком поклоне и глубокой признательности тем подругам, которых смело можно включить в список личного состава нашей роты и считать их выпускницами 50-го года – это Нина Макшанчикова, это Римма Снопикова, это Юля Коновалова, это Гуля Венедиктова. Все они нашли своих избранников в нежном возрасте и в нужном месте – Рижском Нахимовском училище и мужественно несли и несут нелёгкую ношу «декабристок» ХХ века. Я не хочу обидеть или обойти стороной всех остальных наших подруг, но всё-таки они пришли к нам чуть позже, у них другие заслуги, но не пионерские!
2 апреля – снова тематический вечер, но уже у химиков. В роли факира выступал Александров. Ломоносов сделал доклад-сообщение о роли химии на войне и в промышленности. Снопиков рассказал о приоритете русских и советских химиков. Назаров производил опыты по пожарной химии (что это такое – не знаю, но так в приказе) а Кашкин с шумом, грохотом и дымом демонстрировал опыты с бездымным порохом.
22 апреля снова 25 км пеший переход с перекрытием установленного норматива.
23 мая в приказе отмечается ведущая роль воспитанников 9-х классов (т.е. нас) в художественной самодеятельности училища, а её организатор и вдохновитель – Сева Богданович – был премирован 200-ми рублями.
23 мая фигурирует и состоявшемся 350-ти километровым шлюпочным походом всем училищем из Логде в Ехсову и обратно.
3 июня 1949 г., взамен убывших знаменосцев, назначается новая знамённая группа – Московский, Макшанчиков, Шауров.
В мае 1949 г. была сформирована спортивная команда для участия в 1-й спартакиаде Суворовских и Нахимовских училищ в Москве. От нашей роты участниками спартакиады были названы в различных видах спорта: Гузев, Маркин, Коваль, Мальков, Котловский, Певцов, Арнет, Ростов, оба Венедиктова, Макшанчиков, Витеев П., Назаров, Светлаев, Смирнов, Друскин, Жарков. Кроме того, и две шлюпочные команды: шлюпка № 1 – капитан-лейтенант Сергеев, ст.1 ст. Стрельников, Куликов, Голубев, Жарнов, Вояковский, Опарин, Макшанчиков, Васильев Н., Иванов В.; шлюпка № 2 – капитан Кухарев, ст.1 ст. Шашков, Шауров, Московский, Ассеев, Ломоносов, Тужилкин, Венедиктов В., Зверев, Ершов. Спартакиада началась 12 июля 1949 г., когда она закончилась и с какими результатами -– архивы не отразили, даже приказа по этому поводу не было.
1 сентября 1949 г. в нашей роте произошли организационные изменения. Видимо, к последнему году нашего обучения классы стали очень малочисленными, поэтому из 4-х классов в роте, стало 3 класса: 11-й, 12-й, 13-й.
11 сентября – начало нового учебного года, последнего для нас, было ознаменовано парусной шлюпочной гонкой выпускных классов на Двине, всего 10 шлюпок, где командирами были Ассеев, Быков, Зверев, Куликов, Лабутин, Ристинш, Рябов, Тоболкин и Тужилкин. 1-е место завоевала шлюпка Тужилкина, 2-е – Быкова, 3-е – Ростова.
11 ноября наша рота показала свою художественную самодеятельность для остальных рот, вернувшихся с Московского парада. И опять Безпальчев, в который уже раз отмечает нашу роту: «Даю общую оценку самодеятельности «отлично». Достигнут рекордный охват роты участием в художественной самодеятельности – 78% от списочного состава. Приказываю: всем ротам брать пример с нашего выпускного курса».
Наступает последний наш нахимовский год – 1950.
13 февраля рота награждена переходящим призом – картиной «У берегов Кавказа» за первое место в смотре-конкурсе художественной самодеятельности.
14 февраля – лыжные соревнования на 3 км, лучшее время показали: Витеев – 11 мин 41 сек, Шваб – 11 мин 55 сек, Касткин – 12 мин 20 сек.
В феврале на специализированной медкомиссии у выпускного курса выявлено 12 человек со сколиозом (искривление позвоночника), что вызвало заседание учебного совета, посвящённого этой теме. Доклад делал Марменштейн, где критиковал руководителей за низкий контроль по соблюдению санитарных норм в классных помещениях – слабая освещённость, запыленность классов, плохое их проветривание и неприспособленные столы и парты для молодого развивающегося организма. Кое-какие меры после этого совета были приняты. В частности, были освобождены приказом от занятий спортом, всех видов физкультуры и тяжёлых физических работ наши лучшие гимнасты, уже разрядники - Гузев и Макшанчиков. Видимо, спорт действительно до добра не доводит.
5 марта 27 лучших лыжников училища во главе с кап.3 ранга Мицсхиным совершили лыжный переход от училища до лагеря и обратно, среди участников были и наши: Быков, Апарин, Кулаков.
11 марта покидает стены училища 1-ый зам. кап. 1 ранга Плискин Лев Давыдович. Как стало нам известно много позднее – это был результат интриг и «особой» бдительности политорганов. На его место пришел капитан 1 ранга Поляков.
11 апреля по приказу начальника училища начинается массовая кампания по искоренению курильщиков среди воспитанников.
19 мая Приказом допущено к выпускным экзаменам на аттестат зрелости 79 человек нашей роты, кроме двоих – один из-за слабого знания русского языка, а другой по неуспеваемости. Кстати, за 4 первые года существования училища было отчислено 28% воспитанников и кандидатов, 50% из них по неуспеваемости. И ещё одна статистическая деталь: с 1949 года впервые приём в училище стал производиться только через военкоматы, а не в индивидуальном порядке, как поступали мы, и не только в самый младший класс, как класс нового набора, но и в старшие классы по 8-й включительно, как это происходит сейчас. Так в том же 49-м году через военкоматы страны в Рижское Нахимовское училище поступило 2500 заявлений, допущено к испытаниям мандатной комиссией – 347, а принято в кандидаты – 149 человек (119 – в 5-й класс, 9 – в 6-ой, 2 – в 7-ой и 19 – в 8-й класс, где уже учились с 1945 года наши младшие товарищи).
И, наконец, незабываемый день в нашей общей истории.
22 июня 1950 года, в Риге, на площади перед Дворцом Пионеров мы принимали присягу на верность своей Родине. И, насколько мне известно, никто из нас по самому большому счёту её не нарушил и не предал, а Лёша Венедиктов подтвердил это самой дорогой ценой – своей жизнью, погибнув в море, на боевом посту.
Тогда же мы получили аттестаты зрелости и знаки воинского отличия курсантов 1-го курса Высших Военно-Морских училищ.
И теперь уже совсем последнее событие в хронологии нашей истории, - это поход на УТС «Ловена» под командованием капитан-лейтенанта Игнатьева П.Е. в Ленинград на парад в честь дня ВМФ. Пройдены последние нахимовские мили, а их оказалось 260, в период с 11 по 30 июля 1950 года.
13 декабря 1951 г., уже после нас, Безпальчев уходит из РНУ и становится начальником Рижского Высшего Военно-Морского училища, а ему на смену приходит капитан 1 ранга Цветков Анатолий Иванович.
Заканчиваю свой хронологический отчёт некоторыми данными.
Рижское Нахимовское училище просуществовало де-юре всего 8 лет. 5 сентября 1953 года директивой Генштаба от 26 августа 1953 г. (почти день в день: формирование 30 августа, а расформирование – 26-го) училище закончило своё существование, хотя до 1955г. оставшиеся нахимовцы доучивались в своих стенах, но уже на базе ВВМУ. За это время было выпущено 398 человек, по выпускам это распределилось следующим образом:
В 1-й выпуск 1949 г. закончило училище – 61 человек;
Во 2-й - 1950 г. (наш) - - 81 - ;
3-й выпуск 1951 г. - - 64 - ;
4-й - 1952 г. - - 80 - ;
5-й - 1953 г. - - 112 - .
Из всех выпусков «Золото» получили 3 человека: двое с первого выпуска – Гайдук и Брагин А.И. и один с нашего выпуска – Московский.
«Серебро» получили 19 человек, из них двое наших – Макшанчиков и Светлаев. В остальных выпусках по 3 – 5 серебряных медалей в каждом.
Распределение по выпуску из Нахимовского училища было самым разным. Большая часть всех распределённых – 83% оказалась в Первом Балтийском ВВМУ, т.е. им была предопределена судьба стать подводниками, остальные пошли в:
Дзержинку - 3 чел.
Фрунзе - 2 чел.
ВИТУ -27 чел.
ТОВВМУ - 1 чел.
КАУБО - 1 чел.
Строительное - 4 чел.
Интендантское - 1 чел.
Морскую пехоту - 1 чел.
114 человек, или 28% всех выпускников, за 8 лет существования училища ушли в гражданские или другие заведения, как, к примеру, у нас Апарин – в авиацию, Ассеев – в философию и т.п.
Это всё, что касается хронологического изложения истории нашего 2-го выпуска. В изложение материала я почти ничего не вносил из своих личных воспоминаний, почти ничего не комментировал, я лишь сухо и дословно сохранял лексику и орфографию архивных документов. Это были приказы начальника училища, приказы вышестоящего командования, отчёты заседаний учебных советов, стенограммы различных заседаний, отчёты комиссий, акты, донесения политотдела в Москву. Всё это нам с Серёжей Куликовым посчастливилось просто потрогать руками, полистать, прочитать эти исторические бумаги. Поверьте, это были волнительные моменты, и мы с определённым душевным трепетом приступили к записям. Конечно же, мы при всём желании не смогли списать многое. Но главное, наиболее интересное, мы всё же постарались довести до Вас. Конечно, если бы к этим документальным воспоминаниям прибавить наши личные, которые каждый из нас хранит в своей памяти, когда другие уж об этом позабыли, а может быть и не знали в силу неучастия в тех или иных событиях, да всё бы это обработать хорошим литературным русским языком, да с непременным присутствием юмора, которого у нас было с избытком, да с добрым чувством приязни друг к другу, что многие из нас сохранили до сих пор, – да положить бы всё на бумагу, – получилась бы неплохая повесть временных лет.

Теперь сухие факты хочу сменить небольшими лирическими отступлениями. Но опираться эти отступления будут на те же архивные документы, которые мы прочитали. Время, когда мы пришли в училище, было очень трудным, суровым. Только что закончилась жесточайшая война, колоссальный ущерб понесла страна, и несмотря на все потери, кто-то думал о будущем флота. Жертвовали, наверное, многим, чтобы создать нормальные условия обучения и воспитания. Это ещё один наглядный пример того, что ни при каких обстоятельствах, нельзя плевать в своё прошлое!!!
И в первую очередь это относится к людям, которым было поручено делать великое, благородное дело. Опираясь опять-таки только к документам скажу, что в целом нас окружали любящие свою профессию специалисты, заботливые и добрые люди. Они были для нас старшими братьями и сёстрами, отцами и матерями. Но первым в этом ряду, конечно, стоял наш «батя» – Константин Александрович Безпальчев. И как бы к нему не относиться -–любить иль не любить, уважать или игнорировать, поскольку не всем из нас он был мил. При всём при том, он был непревзойдённый организатор, умелый и добрейший к детям воспитатель, хороший учитель, высокопрофессиональный моряк и очень мудрый Человек.
По своему личному опыту руководителя учебным военно-морским заведением могу судить, что это профессия не из беззаботных. И я часто, очень часто вспоминаю Безпальчева, хотя и время, и обстоятельства были и там, где это возможно, использовал богатый «батин» опыт. Хотя из тех же документов видно, что ангелом он не был, просто он был живым человеком. Вот эту человечность его, его коллег и подчинённых я бы хотел довести до вас ещё отдельными цитатами из прочитанных документов. Привожу эти цитаты.
Из приказа от 3 января 1946 года:
«Последнее время замечаю, что пробу мне подают не со стола воспитанников. Это безобразнейшее очковтирательство. Кроме того, во время приёма пищи в столовую заходят повара и все кому ни лень делают замечания воспитанникам к месту и не к месту, хотя все они к этим замечаниям не имеют никакого отношения. Запрещаю всем, кроме шеф-повара, заходить в столовую во время приёма пищи. Пробу начальнику училища подавать только из того, что накрыто на столах».
Из приказов 1947 года:
«Воспитанники, получающие редкие посылки и особенно со сладостями, делятся с офицерами и помощниками офицеров-воспитателей, а те, забывая, что они имеют дело с детьми, опалёнными и обожжёнными войной и сиротством, не отказываются от этих подарков. Удивляюсь, что среди нас находятся такие взрослые дяди, настолько лишённые щепетильности и мудрости, что позволяют себе брать это. Категорически запрещаю под различными благовидными поводами брать от воспитанников всё и везде».
«Офицер-воспитатель мл. лейтенант Глазенков за опоздание в строй лишил обеда ряд воспитанников и второй раз в этот день оставил их без вечернего чая. И это делает воспитатель! Следовало за опоздание не допускать воспитанников к общему столу, а после ухода роты из столовой организовать их питание, а уж затем наказать в дисциплинарном порядке». (Офицер получил НСС и 5 суток ареста).
«… В связи с тем, что младшие классы не доедают свой паёк по норме, утверждённой Наркомом Обороны, уменьшить им количество приготовления пищи, а остающиеся продукты (до 15%), перераспределить старшим, где растущий организм требует больше нормы. Младшим же в качестве компенсации выдавать более калорийную пищу за счёт молочных продуктов, яиц и прочее – при наличии этих продуктов в порту».

РИЖСКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1945-1955)ч.4
«…всячески и разумно сотрудничать с воспитанниками, а не довлеть и не насиловать его, что невольно и преднамеренно воспитывает у них пассивность, а иногда и страх».
Однако, вокруг нас не всё было окрашено в розовые цвета. Нас обучали и воспитывали разные по уровню знаний и умений воспитатели. Многие из них прошли огонь и кровь только что закончившейся войны, не все из них прошли макаренскую школу. И всё же отдельные негативы в нашей жизни – это лишь эпизоды, которые не были определяющими во всей атмосфере этих прошлых лет. Но всё-таки, негативники были. Приведу отдельные, опять всё из тех же архивных документов, по заседаниям учебного совета:
«А вот, преподаватель математики Голод воспитанника Рыжкова поворачивала к доске за уши и этим «прививала» любовь к своему предмету».
«… офицер-воспитатель Круглов часто применяет рукоприкладство».
Или:
«… старшина 2-й статьи Шашков на вечерней прогулке грубо поставил в строй воспитанника Карасёва, сорвав у него с шеи наклейку на фурункуле». (Шашкову – 5 суток ареста).
«… старшина 2-й статьи Лемагин на построении, на вечерний чай ударил книжкой по голове воспитанника Бродского за его шалость в строю». (Ст.2 ст. Лемагин – разжалован в рядовые).
Или такой опус. Офицер-воспитатель Пехтерев принимается на партбюро в партию, где ему задают вопросы:
- Скажите, пожалуйста, что происходит в Индии?
Ответ: «Я не слышал такого слова».
- А что Вы изучали по истории ВКП (б)?
Ответ: «Францию V111 века и дальше о других странах».
- А какие Вы знаете части света?
Ответ: «Юг, север, запад, восток».
- А что такое Африка, Азия, Европа?
Ответ: «Это – капиталистические страны»!!
И ещё такие опусы преподавателей:
«Рыцари в английской армии основного значения не имели».
«Рыцарское ополчение очень страдало дисциплиной».
«Штурмовка городов…» – вместо штурма.
В этом отдельные учителя не отставали от своих учеников.
«Екатерина 1 была подставлена на престол, но всё же престол остался открытым».
«А ещё были большие земельные помещики».
«Пётр 1 имел хороший умысел».
Надо сказать, что если бы мы привели свои примеры наших и учительских ляпов, то архивные примеры выглядели бы жалкими и примитивными. Одна только записная книжка Марка Чекмезова стоила нескольких Козьмов Прутковых. Продолжаю цитировать документы:
«Воспитанник Толчельников при отходе ко сну без всяких на то причин нанёс удар кулаком в грудь и оскорбил словесно воспитанника Друскина, который ответил ему ударом в лицо – развязалась драка».
(Капитану Светлаеву – выговор, капитан-лейтенанту Буту – поставить на вид, Толчельникову – лишение погон на 1 месяц, Друскину – строгий выговор).
«Воспитанник Гузеев избивал Назарова, а Ершов и Ланцев молча наблюдали за этим». (Все участники – понесли наказания).
«По инициативе воспитанника Шаурова в спальне 54 класса возник шум и беспорядок, а непосредственной причиной тому явилось гнусное издевательство воспитанника Авербаха над Рыжковым».
(Шаурова – лишить очередного отпуска, Авербаха, Рыжкова и Вырелкина – наказать властью командира роты).
«Воспитанник Серогодский (старшина Васильев К.) вырвал листы из учебника и проверил свою контрольную работу».
(Серогодскому – 15 суток без увольнения и лишить права участвовать в художественной самодеятельности).
«Боднев выпросил у Коновалова шпаргалку, но не успел ею воспользоваться».
(Бодневу – сократить отпуск на неделю, Коновалову – сообщить родителям).
«Воспитанник Ершов, свободный от дневальства, не явился на урок географии, а дежурный по классу Жуков скрыл это».
(Оба - лишены погончиков на 1 месяц).
«Голубев, Голохвастов, Согомонян, Трифоненко в классном журнале неоднократно повышали себе отметки».
(Всех – лишение погон на 15 суток, это уже март 1950 г.).
«А Коваль и Павуль пользовались шпаргалками на контрольной по химии».
Или:
«Воспитанник Снопиков систематически нарушал воинскую дисциплину, в классе вёл себя плохо, уроки перестал готовить, занялся распитием спиртных напитков. Командир роты решил исключить его из комсомола. Но признание своей вины и работа комсомольского бюро (секретарь – воспитанник Московский) исправили его. На экзаменах 1948 г. по всем предметам – пятёрки, военная дисциплина – пять, 9-й класс закончил круглым отличником».
Конечно же, мы были продуктом своего времени и сегодня на некоторые наши поступки и высказывания смотрим с лёгкой иронией и теплотой. Вот какие надписи воспитатели обнаруживали на наших учебниках:
«Да здравствует тов. Микоян, который делает вкусные конфеты и шоколад», или: «Да здравствует тов. Молотов, который ходит в шляпе, в очках и с тросточкой».
А вот о чём доносил политотдел по команде, наверх, в Москву:
«Работающим пленным немцам (январь-февраль 1946 г.) воспитанники и кухонные рабочие подбрасывают хлеб и пирожки. Ведётся оперативная и воспитательная разъяснительная работа. О результатах - доложу отдельно».
Или ещё из донесений:
«Кухонная рабочая говорит повару: «Хорошо бы горох варить со стеклом, он хорошо разваривается». – Меры приняты, рабочая уволена, органы оповещены».
«Воспитанник Кецко (54 кл.) заявил: «Рабочим в США живётся лучше и богаче, чем у нас. Зато они и революцию не делают. Возможно, вообще капиталисты договорились с рабочими, и они проживут мирно всё время».
Политорганам, видимо, такая перспектива не нравилась, поэтому меры к Кецко были приняты, он вскорости был отчислен, в докладе была и такая оговорка: «… весь класс страшно возмутило этим высказыванием». Может быть, так и было, но я этого возмущения не помню.
«Преподаватель географии Молдов в кругу своих товарищей говорил: «В Риге без большевиков было лучше, красивее была жизнь и легче было жить». (Уволен из рядов армии и флота).
«Воспитанник Олейник, рассказывая на уроке естествознания о кровеносных сосудах, связал это с переливанием крови и проявлением высокого патриотизма советских людей, которые отдают свою кровь раненым и больным».
«Капитан Свирский рассказал о результатах подписки на заем своей жене, а та проболталась соседке. Проведена разъяснительная и профилактическая работа».
В связи с жалобой Нины Макушкиной в «Правду» на интеллигенцию, которая не понимает всей мерзости капиталистического мира и прельщается внешним благополучием и мещанским уютом этого мира. Начальник ПО делает выводы: «В летнее время все преподаватели должны усилить самостоятельное изучение истории ВКП(б), а капитан-лейтенант Залитэ этого избегает, он променял общественно-политическую работу на личную жизнь».
Из тех же донесений в связи с предстоящим 70-ти летним юбилеем И.В.Сталина:
«… поднять идейное воспитание через математику в связи с предстоящим 70-ти летием тов. Сталина»;
«… математические и др. негуманитарные науки в нашем обществе занимают ведущее положение и место, благодаря тому, что наше общество построено на социалистических началах».
«… Сталин – творец всех наук, значит и физики – тоже».
«Раньше у нас не было химической промышленности, – говорит тов. Сталин, – теперь она у нас есть!» Конец сталинской цитаты и вывод политотдельца: «В этом выдающаяся роль тов. Сталина – в развитии химической промышленности».
Не хочу выражать никакого своего отношения ни к сталинизму, ни к антисталинизму. Многие из нас умны задним числом. Мы все дети своего времени и то, что тогда мы воспринимали как естественное, сегодня у многих может вызвать улыбку или сожаление, или другие чувства. Но это уже другая тема, тема не нашего отчёта.
Ещё немного статистики. Итак, из 81-го выпускника 1950 года на сегодня 29 человек проживают в Ленинграде и его окрестностях:
1. Александров (Сосновый Бор)
2. Апарин
3. Ассеев
4. Быков
5. Васильев (Ломоносов)
6. Витеев
7. Гольдинштейн
8. Григорьев
9. Ершов
10.Зверев
11.Иванов В. (Кириши)
12.Карпов
13.Касабов
14.Куликов
15.Кириллов
16. Курачик
17. Куренков
18. Ланцев
19. Лабутин
20. Лебедев
21. Макшанчиков
22. Московский
23. Олейник
24. Ростов
25. Рябов
26. Снопиков
27. Трифоненко
28. Шауров
29. Шваб



10 человек в Москве:

1. Бабин
2. Голубев
3. Гузев
4. Емелин
5. Задорин
6. Лагутин
7. Мальков
8. Назаров
9. Тоболкин
10.Швайгер

7 человек остались в Риге:

1. Венедиктов В.
2. Жуков
3. Коваль
4. Кунцинс
5. Моторин
6. Рекстиншс
7. Тужилкин


6 человек проживают в других городах:

1. Кашкин (Кировская обл.)
2. Котловский (Одесса)
3. Певцов (Петрозаводск)
4. Светлаев(Калининград)
5. Серогодский(Севастополь)
6. Касаткин (Псковская обл.)


9 человек как бы без вести пропавшие, у нас нет никаких данных об их месте проживания, верим, что все они живы, но по тем или иным причинам не дают о себе знать, это:
1. Власов
2. Вырелкин
3. Глинский
4. Голубев
5. Жарнов
6. Иванов А.
7. Маркин
8. Ломоносов
9. Скоробеевский

Если у кого-либо из Вас есть какие-нибудь сведения об этих ребятах, сообщите Серёже Куликову или Вите Куренкову.
И замыкает наш список личного состава роты его скорбная часть – это рано и безвременно ушедшие из жизни наши товарищи:
Первым открыл этот скорбный учёт в 1952 г. в 21-й год своей жизни Женя Кулаков;
В 1956 г. погиб в море Алёша Венедиктов;
В 1960 г. от болезней скончался Юра Никольский;
В 1977 г. после тяжелой болезни ушел из жизни Марик Чекмезов;
В 1979 г. смерть от болезней унесла Лёву Голохвастова и Лёшу Усачёва;
В 1983 г. от болезни умер Саша Павуль;
В 1984 г. трагически погиб Володя Старбунов;
Между 1984 и 1987 г.г. от болезней умерли Веня Толиельников и Толя Жизнев, в 1987 г. болезнь унесла из жизни Володю Мациевского;
В 1989 г. от болезни умер Лерик Гамалеев;
В 1990 г. болезнь скосила Костю Согомоняна и настигла трагическая смерть Сашу Козлова;
В 1991 г. в результате трагедии не стало Жени Коновалова;
В 1993 г. не выдержали сердца у Юры Вояровсого и Эдика Арнета;
28.09.95г. скоропостижно скончался накануне встречи Коля Васильев.
Помянем же их добрыми словами, вечной памятью в наших сердцах и минутой молчания…

Вот собственно и всё, что мы хотели Вам рассказать и напомнить о тех далёких 1945 – 1950 годах в нашей жизни. Хочу одного, чтобы наша Встреча-95 не оказалась последней. Нам всё труднее собираться вместе, если в год первой встречи в 1975 г. нас было – 29, в 1980 г. – 22, в 1985 г. – тоже 22, в 1990 г. – 21 и в 1995 г. – 21 человек, но что грядущие нам дни готовят?

А окончательно завершить Ваше долготерпение и отблагодарить за Ваше внимание, хотел бы классикой, пригласив Александра Сергеевича Пушкина:

РИЖСКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1945-1955)ч.5
Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш.
И наши песни тем грустнее.
* * *
Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных ещё обнять
И новых жертв уж не страшиться.
( 1831 г. «Чем чаще празднует лицей» )


P.S.

Только что прочитанный отчёт-доклад, по замыслу должен был быть доведен на юбилейной «Встрече – 95». Но своевременная критика друзей из оргкомитета и прозрение автора-составителя, уберегли его от этой глупой затеи и предостерегли собравшихся на встречу ребят от неуместного выступления по образцу: «Есть ли жизнь на Марсе, или её там нет?» В ходе споров было и такое предложение: разбить отчёт на куски и зачитать его не одному, а троим и не сразу, разъединив эти куски по времени, сообразуясь с обстановкой. Слава Богу, хватило здравого смысла не делать этого. И получилось как-то само собой: ведущий встречу почти инициативно и своевременно использовал материалы, чтобы произнести несколько тостов, а в последующем - и подачей отдельных реплик к многочисленным выступлениям собравшихся.
Автор оказался тщеславным. Чтобы продлить удовлетворение от зуда водить пером по бумаге (а оказывается это зуд!), он решил воспоминания о далёком прошлом завершить воспоминанием только что завершившейся встречи, 30 сентября 1995 года в Репино, - оставить в нашей общей истории и этот кусочек памяти, с приятным и радостным осадком, как об этом потом делились ребята между собой.
После утери Риги, мы как бы немного осиротели и растерялись. Но традиция встреч и, что самое главное, - страстное желание не потерять своего прошлого, заставили организаторов найти новое место встречи. Таким местом встречи явилась Межрейсовая база отдыха моряков «Балтиец» АООТ Балтийского Морского Пароходства в посёлке Репино, что в 42-х км от Ленинграда. А «хозяином» этого прекрасного и гостеприимного дома оказался наш товарищ – Витя Куренков. Надо честно признаться, что если бы не Витя, у нас ничего бы не получилось. 80 – 90% успеха встречи ложились на его плечи, на его прекрасные организаторские способности, на его деловую хватку, на его высокий авторитет, которым он пользуется у себя на работе. И место встречи, и стол, и обеспечение, и теплота окружения – ведь всё это делалось исполнителями, подчинёнными Куренкова. Так, как получилось, - невозможно сделать «из-под палки». Только большое уважение к своему начальнику позволило всё это осуществить. И мы это увидели.
И, в конце-то концов, это же наш – рижский нахимовец, воспитанник Безпальчева! По-другому и не могло быть!
Итак, по возможности коротко, в хронологическом порядке, в назидание тем, кто будет после нас, я расскажу, как проходил «Юбилей – 95». Время и место встречи было назначено в 12.00, 30 сентября, в субботу у входа на Серафимовское кладбище. К месту было подано два автобуса. Первым, задолго до 12.00 пришел Гоша Лебедев, которого не сразу признал пришедший вторым Шауров с женой. Надо отдать должное дисциплинированности ребят, самый опоздавший пришел в 12.10. Всего нас собралось: Володя Ассеев с женой, Юра Быков, Юра Ершов с подругой, Вадик Иванов с женой, Боря Карпов, Серёжа Куликов с женой и дочерью, Женя Ланцев, Толя Лабутин, Гоша Лебедев, Боря Макшанчиков с женой, Валя Снопиков с женой, Толя Шваб, Саша Шауров с женой, Витя Куренков с женой. Из Москвы приехали Лёня Задорин и Витя Тоболкин, из Одессы прилетел Феликс Котловский, из Риги – Юля Коновалова. Всего 33 человека. Должен был быть и Коля Васильев. Но он опаздывал. И, как выяснилось на следующий день, – Коля опоздал навсегда. Мы понесли ещё одну утрату. За два дня до встречи Васильев скоропостижно скончался, и это была уже восемнадцатая смерть наших однокашников…
После встречи в 1975 г., эта встреча оказалась самой многочисленной. К сожалению, после обмена приветствиями Гена Апорин из-за плохого состояния здоровья вынужден был уехать. Но ведь пришел же на сбор! Какой молодец и хороший товарищ!
Перед тем, как двинуться к могиле Безпальчева, а именно с этого было начать предусмотренные мероприятия, были розданы пригласительные билеты, изготовленные Витей. И этим документом пополнились наши домашние архивы. Надо заметить, что время делает своё чёрное дело. Некоторые участники не узнавали друг друга в лицо и спрашивали утайкой у знающих: «А это кто такой?»
У могилы Безпальчева мы сфотографировались, было произнесено несколько слов о нём, о сохранении русской традиции – посещать могилы предков и близких людей перед знаменательными датами для воскресения памяти и самоочищения пришедших к мёртвым. Здесь же мы привели архивную справку о Безпальчеве. Затем мы направились к могиле Володи Старбунова, где Серёжа Куликов привёл скорбный список наших ушедших ребят, почтили их память и помянули добрым словом.
Переезд на автобусах в хорошую, солнечную, золотисто-осеннюю погоду в Репино занял около часа. Там, уже в своём хозяйстве, нас встретил Витя Куренков. Попутное посещение детского игрового комплекса, вызвавшего у нас восторженные восклицания, и мы у входа главного корпуса с развевающимся военно-морским флагом СССР. Снова фотографирование, радостное возбуждение. Ничего не значащие экипировки и мы в пути, в холле. Подтянутые, в морской форме, улыбающиеся дежурные - ещё больше подчёркивает праздничность и неформальную подготовленность персонала базы. Женщинам, а их было 11 человек, был предоставлен отдельный номер, дде они привели себя в порядок и через некоторое время появились перед нами посвежевшими, красивыми и приятно неузнаваемыми, светившейся у них радостью за нас, за наше мальчишество.
Вопреки предусмотрительному плану: короткой экскурсии по базе и знакомством с её содержимым, Витя всех нас пригласил в свой рабочий кабинет. И этот маленький, неожиданный фуршет сразу же придал атмосферу домашности, которая сохранилась до конца встречи. И в последующей памяти тоже. А затем был непосредственно зал, где мы и провели товарищеский обед, незаметно перешедший в праздничный ужин. Небольшое, уютно оформленное помещение, украшенное цветами, военно-морской символикой в виде флагов расцвечивания, гюйса, военно-морского и Андреевского флагов, небольшого плаката-приветствия и, конечно же, стола. Богатый, поистине для нашего времени царский стол (с красной икрой!), причём с очень вкусно приготовленными блюдами, которые, к сожалению, из-за обилия яств не все удалось попробовать. Вход гостей встречали торжественные звуки «Варяга» и «Марш нахимовцев». Шумное, но довольно быстрое рассаживание и слово берёт ведущий. Он приглашает расслабиться, забыть на время о всех текущих проблемах: о детях, о внуках, о тёщах, о пенсиях, о работе, об огородах, но в особенности – о политике ни слова. И надо отдать должное – мы о ней не вспомнили совсем. Ведь можно же!
Ведущий предлагает отдаться во власть воспоминаний, переместиться во времени на 50 лет назад и найти там немного интересного, дорого-волнительного. Звучит обращение ко всем объединиться чувством любви друг к другу. Провозглашается девиз вечера: «А ты, помнишь об этом?» Ведущий походя, не вдаваясь в подробности, рассказывает о работе в архиве и о результатах этой работы, успокаивает, что никакого доклада не будет, очень коротко и обобщённо напоминает об основных исторических датах Рижского Нахимовского училища. И после такого короткого вступления провозглашается первый тост – за юбилей, за нашу 50-ти летнюю память, за наш дорогой и близкий нам дом – наше училище! Поздравляются все с нашим общим праздником.
Второй тост посвящён Безпальчеву. Говорится о том, что работа в архиве впервые, в отличие от всех предыдущих встреч, позволила увидеть нашего начальника училища с другой стороны, скрытой до этого от нас. В необычной тишине зачитываются выписки из приказов Безпальчева (которые указаны в отчёте), подчёркивается его роль как организатора, учителя, воспитателя, профессионала моряка и даже физкультурника. Все с удовольствием выпивают второй бокал: «За Батю!»
А дальше произошло действо, оказавшееся неожиданностью для всех, кроме организаторов. Юрой Ершовым был показан получасовой фильм о нашей юности. Если смотреть со стороны на это событие, то вообще-то необычного, а тем более сенсационного не происходило. На видеоплёнку был снят альбом с фотографиями одного из нас. Может быть, некоторой особенностью было оформление этого альбома и его полного по охвату знакомых всем нам лиц. Вот и всё. Но необычайность видения с экрана, со звуковым оформлением и уже создания обстановки, где дух дружбы и домашности – всё это придало видеофильму восторженное внимание и неизгладимое впечатление! При других обстоятельствах, т.е. если просто перелистывать тот же альбом, сидя на диване, - такого воздействия и эффекта не было бы. В этом, наверное, великая сила искусства. В данном случае – видео. Этот фильм, воскрешение в памяти того, что все «мы вышли из моря», памятуя, что у большинства из нас вся последующая жизнь была связана с морем, с кораблями, с флотом, помня, что наши товарищи до сих пор ещё плавают, как Саша Жуков, к примеру, вероятно, и Лёва Скоробевский.
Следуя хорошим флотским традициям, был провозглашен третий тост: «За тех, кто в море!»
И, наконец, ведущий, взявший на себя «диктаторские» полномочия на начало вечера, провозгласил четвёртый тост. Прелюдией тоста явилось утверждение в том, что «Женщины рано вошли в нашу жизнь», причём довольно организованно и при руководстве всё тог же Безпальчева. Помянув о тех, кто были первыми партнёршами в танцах и художественной самодеятельности, было приглашение вспомнить всех женщин, которые нас окружали: учительницы, врачи, сёстры, официантки, – на что тут же последовал ответ Вадика Иванова, назвавшего имя и отчество шеф-повара, что вызвало взрыв аплодисментов и необидные реплики. Особую дань любви и уважения было отдано тем нашим подругам, которые первыми нашли себе будущих избранников из нашего числа, прошли с нами тяжёлый путь офицерских жён – это Нина Макшанчикова, это Римма Снопикова, это Гуля Венедиктова, это Юля Коновалова. Все они были причислены в списочный состав нашей роты, и таким образом, получилось, что нас выпускалось не 81 человек, как значилось по архивным документам, а 81 + 4. Не были забыты и остальные подруги, прибывшие на встречу, но подчеркну, что они не были первыми. Тост напрашивался сам собой: «За милых женщин!»
На этом ведущий сложил с себя эти полномочия, и они последовательно передавались другим. Тосты следовали один за другим. Звучали реплики, отдельные моменты воспоминаний из нашей прошлой жизни. Оживление вызвали отдельные цитаты из архивных документов, где рассказывалось о наших невинных прегрешениях и наказаниях за это. После перерыва была попытка показывать слайды с отдельными эпизодами из нашего недалёкого прошлого: 70, 80, 90-х годов, а так же с видами Риги. Но мы, организаторы, видимо, не всё смогли предусмотреть. Слайды оказались уже перебором и их показ пришлось своевременно свернуть. Застолье чуть хмельное, но не пьяное продолжалось до 20.30. Очень оригинально и спонтанно Галя Куренкова организовала семейные песенные дуэты. Не всё, конечно, получалось музыкально и поэтично, но старания у всех было много. При этом, без пары, Толя Лабутин вдруг выявил недюжинные вокальные способности. В компании (а это почти что в народе) всегда есть место таланту, его только нужно откопать. Так, как и планировали, к 21.00 вечернее застолье шло на убыль, и мы начали собираться по домам. Витя продумал и этот вариант – был приготовлен автобус, который довёз до ближайшей станции метро большую часть ребят и их жён. Не предусмотренным оказалось предложение Куренкова остаться желающим переночевать у него. И хотя мы планировали такой вариант для иногородних, но, видимо, сильное желание не оборвать резко, отъездом тот настрой и тот дух, который сложился с самого начала и продолжался до конца, спровоцировали остаться и часть ленинградцев.
И ещё хочу отразить одну деталь, совершенно неожиданную. При прощании ко мне подошёл один из представителей обслуживающего персонала, кажется Серёжа, с трогательными словами признательности и восхищения: «Все мы, кто вёл обслуживание и помогал, никогда в жизни не видели подобного и не ожидали, что так долго и так трепетно можно сохранять дружбу с детских лет!»
Мы встречались не для показухи и не для отчётов, и тем ценнее эта посторонняя оценка. Как же надо ценить нашу общую и индивидуальную дружбу! Будем же ей верны и на будущее.

Оргкомитет «Юбилей – 95»:
Ершов Ю.А., Куликов С.Н., Куренков В.В., Шауров А.А.

И ещё раз А.С. Пушкин, очень своевременно и к месту:
Пируйте же, пока ещё мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальний, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придётся одному?

Несчастный друг! Средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведёт,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провёл без горя и забот.

«19 октября». 1925 год.
(«Роняет лес багряный свой убор»…)

РИЖСКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1945-1955)ч.6
P.P.S.
Уже стало далёким 30-е сентября 1995 г., когда Саша Шауров, – наш неформальный лидер, - проведя глубокие архивные исследования, огласил нам итоговый доклад, закончив его блистательными пушкинскими строками. Но история не остановила свой стремительный бег. И вот, по прошествии 10-ти лет, - всего лишь мига во всемирном процессе, - подводить очередные итоги приходится другим…
Как бы продолжая мартиролог того доклада, с прискорбием приходится его расширить:
25 мая 1997 г. от нас ушёл Боря Макшанчиков, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга;
В 1998-м умер Наум Гольдинштейн;
В 2000-м, 25 декабря, не стало Саши Шаурова, его захоронили тоже на Серафимовском кладбище, радом с братской могилой экипажа атомохода «Курск».
В том же 2000-м – не стало и Володи Касаткина.
В 2003 г. в Риге ушёл в мир иной Володя Тужилкин;
2004-й – печальный год забрал от нас сразу трёх товарищей:
- Гошу Лебедева;
- Арлена Коваля;
- Вадика Иванова.
В 2005 году в Нью-Йорке в автомобильной катастрофе погиб Зиновий Боднев. Наши ряды неуклонно редеют.
В 2000-м году неформальное лидерство нашего выпуска плавно перешло к Сергею Куликову. В тот юбилейный год, где-то в конце мая месяца, как и повелось по традиции, в числе 10 – 12 человек посетили могилы Безпальчева и наших однокашников, и немногочисленной стайкой отметили юбилей на квартире Нины Макшанчиковой.
3 декабря 2005 года – в 60-ю годовщину основания Рижского Нахимовского училища – в здании Ленинградского Нахимовского училища состоялась объединённая встреча представителей выпускников этих училищ. Группу рижан, выпускников 1949 г. в числе 20 человек – возглавил Акатов; выпускников 1950-го из 8 человек возглавлял Куликов.
Что ещё стоит отметить. Общее руководство бывших рижских нахимовцев возглавил выпускник последних лет контр-адмирал Лойконен Гарри Генрихович, бывший командир дивизии атомных подводных лодок СФ. Установлена братская связь рижан с Ленинградским Нахимовским училищем, в здании которого организуется музей. В музее отводится уголок для исторических реликвий рижан, в галерее устанавливаются памятные доски с фамилиями воспитанников каждого отдельного выпуска.
Любопытный читатель, наверное, обратил внимание на то, что по всему повествованию главной фигурой, главным действующим персонажем, определявшем жизнь, учёбу и воспитание рижских нахимовцев, был Константин Александрович Безпальчев. Об этой незаурядной личности и талантливом воспитателе можно получить более полную информацию в интернете, на сайте www.submarine.sp.ru
Жизнь продолжается!
(Подборку последних данных сделал Виктор Куренков).
4 января 2006 года.

60 -ЛЕТИЕ РИЖСКОГО НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА(1945-1955)ч.7
05 Декабря, 12:00 60-летие Рижского Нахимовского Военно-Морского училища выпускники отмечают в Петербурге.

В Петербурге отметили юбилей Рижского Нахимовского Военно-Морского училища. В честь праздника в училище на Петровской набережной открыли памятную доску с именами рижских выпускников. Кто были первыми воспитанниками нахимовских училищ и почему они носили бантики?

Репортаж Анастасии Зайцевой.

Они по-прежнему входят в парадный зал классами и равняются на знамя Рижского нахимовского училища. Говорят, нахимовское братство с годами не слабеет. И не важно, что теперь они встречаются в других стенах.
60-летие Рижского нахимовского училища выпускники отмечают в Петербурге. Здесь сохранилась единственная морская школа в честь знаменитого адмирала. В Риге нахимовцев готовили только 10 лет и в честь юбилея все пять выпусков собрались в петербургском военно-морском училище.
Первый звонок в Рижском училище прозвенел 3 декабря 1945 года. Ученики – дети погибших во время Отечественной войны. Они имели особый статус – кандидаты в воспитанники.
Евгений Сологуб, выпускник Рижского Нахимовского Военно-Морского училища: У нас сначала все носили бантики вместо ленточек. А в 47-м году приказом начальника нам разрешили ленточки и носить короткую прическу.
Евгений Сологуб попал в училище с фронта. Мальчишкой он убежал из дома, чтобы сражаться с фашистскими войсками, но военные отправили его в нахимовское училище. Сначала в Тбилисское, потом перевели в Рижское.
Евгений Сологуб, выпускник Рижского Нахимовского Военно-Морского училища: У меня тетя жила в Риге и снабжала нас подарками иногда. Я от нее приносил чемодан сладостей, и мы это употребляли.
История Рижского училища закончилась в 55-м, когда воспитанников перевели в Ленинград. Впрочем, все нахимовцы считают себя выходцами из одной школы. Традиции этого училища не изменились за 60 лет.
Олег Мёдов, курсант Нахимовского военно-морского училища: Наверное то, что тут хорошая учеба, гораздо сложнее, чем в школе, но подготовка идет лучше, гораздо.
И если раньше каждое училище вело свою летопись, то теперь имена рижских выпускников присоединили к петербургским – трап Нахимовского училища стал настоящей лестницей в историю.
Напишите мне


Hosted by uCoz