| |||
ОКЕАНСКАЯ ПОСТУПЬ ПРОЕКТА 611. Как дизельные лодки из Северодвинска торили дорогу лодкам атомным. БРОСКИ НА КРАЙНИЙ ЮГ. Советские подводники, получившие, наконец, лодки для океанских походов, сразу принялись «обкатывать» их на полную автономность. Причем складывается впечатление, будто при этом присутствовал некий азарт: кто дольше и дальше. Вот несколько упоминаний о достижениях кораблей нашей, северодвинской постройки (специально указываем ответственных сдатчиков). Открыли первопроходческую эпопею подводники капитана 2 ранга А.П.Михайловского, в будущем Героя Советского Союза, адмирала, известного нашего флотоводца. Аркадий Петрович в ноябре 1956-го принял на заводе № 402 лодку Б-77 (ответственный сдатчик А.А.Овчинников) и на следующий год ушел на ней в Атлантику на полную автономность. Следом, уже в 1958 году, подлодка Б-75 (ответственный сдатчик С.П.Нетук) под командованием капитана 2 ранга М.К.Малькова первой из советских подводных лодок пересекла экватор в Атлантике. В следующем походе североморцам подлодки Б-82 (ответственный сдатчик П.Н.Смоленский) удалось скрытно достичь 40 градуса южной широты. Их автономка длилась 135 суток. По возвращении командира лодки капитана 2 ранга Г.Н.Швецова наградили орденом Красной Звезды. Это был первый случай вручения такой высокой награды после Великой Отечественной войны. Примерно тогда же лодка Б-72 (ответственный сдатчик М.Я.Баженов) достигла 60 градуса южной широты, то есть границы штормового пролива Дрейка. Ее привел сюда будущий адмирал, а тогда капитан 2 ранга Р.А.Голосов. Наконец, подлодка Б-71 (ответственный сдатчик П.Н.Смоленский) в 1960-1961гг. под командованием капитана 2 ранга И.Н.Завгороднего прошла, что называется, по полной программе - от Камчатки до Антарктиды! ПЕРВАЯ КРУГОСВЕТКА. Но, пожалуй, самым уникальным является плавание «северодвинских» лодок Б-88 и Б-90 (ответственные сдатчики В.Л.Куликов и В.К.Лебедев). Такие походы специалисты называют межтеатровыми. В 50-е они зачастую организовывались для перевода новых кораблей, построенных в европейской части страны, на Тихоокеанский флот. Очень интенсивно, к слову, использовался для этого Севморпуть. В данном же случае двум лодкам 611 проекта предстоял не просто перегон, а во многих отношениях экспериментальное плавание: выйти из Полярного скрытно, обойти Европу, Африку, пересечь Индийский океан и, обогнув Австралию с юга (!), проследовать Тихим океаном на Камчатку. Общая протяженность маршрута составляла 23 тысячи миль, что больше протяженности экватора. Периодически танкер «Вилюйск» должен был дозаправлять лодки, а теплоход «Михаил Калинин» менять их экипажи. Подготовку операции начали еще летом 1959 года в Полярном. Сменные экипажи, а их было по два на каждую лодку, изучали районы предстоящего плавания и выходили в море для отработки практических задач. Командиром Б-88 был капитан 2 ранга Н.А. Мышкин, он, к слову, ранее принимал лодку Б-81 на заводе № 402. Второй экипаж возглавил капитан 3 ранга В.С.Глушков. На Б-90 первым командиром шел капитан 2 ранга П.Т.Зенченко, его дублировал капитан 3 ранга К.К.Киреев. Общее руководство возложили на командира 182-й бригады подлодок Тихоокеанского флота капитана 1 ранга Б.А.Вешторта. С Полярным экипажи расстались 27 октября 1959-го. Соблюдали скрытность и районы интенсивного судоходства и Англию обошли под водой. У Африки и в Индийском океане моряки месяцами испытывали все тяготы тропиков. Но ни на день не прекращали боевой учебы и наблюдений. Их в экспериментальном походе было много. Особенно важным считалась съемка гравиметрических параметров, необходимых для расчетов траекторий баллистических ракет. Ею занимались прикомандированные на время похода ученые из Академии наук. На лодках работали и радиоразведчики, понятно, с какой целью. По плану на переход отводилось 180 суток, лодки же появились у берегов Камчатки на 30 дней раньше, 24 марта 1960-го. Ничего подобного в истории нашего ВМФ не было. Плавание Б-88 и Б-90 является беспримерным, впоследствии даже атомные лодки не ходили этим маршрутом! Казалось, тут уж грешно на награды скупиться, тем паче командирам еще в Полярном делали прозрачные намеки насчет звезд Героев. Нет, обошлись орденами. «Может быть, о нас забыли, потому что поход прошел гладко, практически без происшествий. Никто не погиб, ничего не горело, не взрывалось и не тонуло, - пишет в своих воспоминаниях капитан 1 ранга в отставке К.К.Киреев. - После окончания Военно-морской академии я хотел написать диссертацию с целью анализа и обобщения опыта подобного рода операций. Но в Главном штабе ВМФ тему зарубили, сочтя ее неактуальной». ПОД СУКНОМ СЕКРЕТНОСТИ. Сравнительно недавно стали известны и другие «первопроходческие» операции, в которых были задействованы «северодвинские» лодки 611 проекта. Они как бы торили дорогу атомному подплаву страны, который еще только создавался. Так, в 1958 году моряки подлодки Б-71 под командованием капитана 3 ранга Г.Р.Карменка одними из первых, как указано в документе, «успешно выполняли задачи по преодолению плотной зоны противолодочной обороны противника». Когда же разразился известный Карибский кризис, «северодвинские» лодки 611 проекта тоже оказались вовлеченными в его круговерть. Рассказывая о том острейшем конфликте ХХ века, обычно говорят лишь о четырех торпедных лодках 641 проекта из 69-й бригады Северного флота, которые пытались прорвать блокаду вокруг Кубы. Это не совсем так. Была еще и подлодка Б-75 (капитан 2 ранга Н.И.Натненков). Той же осенью 1962-го она проникла в Саргассово море и вела разведку у американской ВМБ Гуантанамо (Куба). Еще меньше известно о том, что и подводники ТОФа участвовали в тех событиях, хотя, конечно, и не столь напрямую, как североморцы. Так, одна из участниц уникальной кругосветки, подлодка Б-88, в октябре 1962-го успешно вела длительное и скрытное наблюдение за ударной группировкой американских кораблей во главе с авианосцем «Constellation». Командовал лодкой знакомый нам К.К.Киреев, на тот момент уже капитан 2 ранга. А вот еще любопытные, на мой взгляд, данные. В 1963-м подлодка Б-74 (ответственный сдатчик Н.А.Мичурин) выполняла задачи непосредственно у берегов США и при этом не была обнаружена средствами ПЛО противника. Командовал ею капитан 3 ранга И.И.Стрюков. В тот же год успешно сходили в свои автономки западнее Гринвича и другие североморские лодки: Б-76 (ответственный сдатчик М.Я.Баженов) и Б-77. Ими командовали капитаны 3 ранга А.М.Гаккель и Ю.И.Зеленцов. Это был едва ли не самый первый опыт боевых дежурств советских подводников вблизи американского побережья. История создания и службы лодок 611 проекта еще не написана. В этом всякий раз убеждаешься, когда становятся доступными документы, раскрывающие детали неизвестных ранее событий, имена подводников. Кстати, к упомянутым уже известным морякам, ходившим именно на этих лодках северодвинской постройки, нужно добавить еще и Ф.И.Козлова, В.Н.Поникаровского, будущих Героев Советского Союза И.И.Гуляева и В.К.Коробова. Совсем недавно в моем распоряжении оказались подробные воспоминания сразу нескольких бывших командиров подлодок 611 проекта, получивших свои корабли на заводе № 402. Читая страницы, где они пишут о Северодвинске и Севмаше той поры, непременно ощущаешь особую причастность нашего города не только к драматичной истории советского подплава, но и к истории России океанской, которую мы, к сожалению, так и не научились ценить. ЧЕРНАЯ ЭСКАДРА ПРОЛОЖИЛА ПУТЬ ГАГАРИНУ. ЧЕРНАЯ ЭСКАДРА ПРОЛОЖИЛА ПУТЬ ГАГАРИНУ. О том совсекретном походе и сейчас еще знают лишь посвященные. Летом 1958 года из Арктики (с базы в Полярном) в Антарктиду вышла дизельная подводная лодка Б-82 под командованием капитана 2-го ранга Геннадия Швецова. По данным гравиметрической разведки, которую провели подводники, в 1961 году был осуществлен полет в космос первого человека с планеты Земля. 135 суток длилось это плавание, достойное жюльверновской фантазии через два полярных круга - Северный и Южный, через экватор - от белых медведей к пингвинам. Потом Юрий Гагарин приедет на Север к подводникам и скажет им: Ваши подводные лодки так похожи на космические корабли... . CТО ЛЕТ назад В Санкт-Петербурге была заложена первая русская боевая подводная лодка Дельфин. Штормовой ночью 1916 года она закончила свой век в Екатерининской гавани Александровска-на-Мурмане (ныне Полярного). От Дельфина , первенца российского подплава, из Екатерининской гавани, гранитной заводи субмарин, пошли подводные силы самого мощного и современного нашего флота - Северного. От него повела родословную Четвертая эскадра океанских подводных лодок... С ОРЛОМ НА МОСТИКЕ. Как и все великие армады, она исчезла, моя эскадра. Самая большая в мире из всех существовавших когда-либо подводных эскадр. Было время, когда в ее состав входило столько субмарин, сколько насчитывала их у себя вся Германия перед началом второй мировой войны - сорок с лишним вымпелов. Зона ответственности эскадры простиралась от фиордов русской Лапландии до берегов Египта, она охватывала весь Атлантический океан от гренландских глетчеров до легендарного мыса Доброй Надежды, от Нордкапа до Кейптауна... Ее подводные лодки, не ведая суеверий, ныряли в глубины клятого Бермудского треугольника и Саргассова моря, они уходили к айсбергам Антарктиды и еще дальше - огибая Австралию - в Японское море. Их округлые, похожие на осьминожьи тела черные рубки всплывали и в Атлантическом океане, и у библейских берегов Средиземного моря. Было время, время почти античных героев, когда к причалам Полярного подводные лодки возвращались после годичной боевой службы ободранными океанскими штормами до красного сурика, с промятыми рубками, с сорванной обшивкой, так что торчали баллоны ВВД. Сам видел, как одна из таких геройских доходяг входила в гавань с орлом на мостике. Молодой орел, перелетая Средиземное море, обессилел и сел на всплывший вдруг стальной остров . Так и доплыл до Полярного, невольно став символом Четвертой эскадры. Из дальних морей подводные лодки возвращались на пределе технических и человеческих возможностей. Первыми их встречали и подводили к пирсам видавшие виды катера-буксиры - так подхватывают под руки изнемогшего странника у родительского порога. А по трапам сходили на берег люди, которых и в самом деле впору было подхватывать, поскольку они едва держались на своих ногах, предательски обмякших после многомесячного заточения в отсеках. Сами того не ведая, подводники эскадры ставили рекорды человеческой выносливости. Подводные лодки по году, а в отдельных случаях по 18 месяцев несли боевую службу в отрыве от баз. Младенцы вырастали без отцов, а когда те возвращались, долго дичились и называли их не папами, а дядями. (Читайте на страницах "ВД"). Вечерний Донецк, № 585 от 29.08.2003 Комментарий к статье О.Химаныча Комментарий к статье О.Химаныча. В статье Олега Химаныча "ОКЕАНСКАЯ ПОСТУПЬ ПРОЕКТА 611" не точно изложены данные о походе ПЛ Б-82 в Южную часть Атлантического океана и награждении командира ПЛ капитана 2 ранга Швецова Геннадия Никоновича. Я, капитан 2 ранга Селин Владимир Терентьевич, участник того самого 135 суточного похода, рассказал на страницах сайта "Советский Подводник" подробно о том походе. ПЛ Б-82 15 суток шла по параллели 50 градусов от южной части Аргентины до траверза мыса Доброй Надежды курсом 90 градусов. Вот точные данные о награждении: "За успешное выполнение задания командования командир ПЛ «Б-82» капитан 2 ранга Швецов Г.Н. и командир АПЛ «К-27» (строящейся) капитан 2 ранга Гуляев И.И. были награждены орденами Боевого Красного Знамени, зам.командира по политчасти и командир БЧ-1 – орденами Красной Звезды, командир БЧ-5 лодки и командир БЧ-5 резервного экипажа орденами Красной Звезды, командир группы БЧ-3 лейтенант Ильин В.Д. –медалью «За Отвагу»- он же секретарь партбюро ПЛ. Другие члены экипажа лодки были награждены Почетными Грамотами ГК ВМФ СССР, ЦК ВЛКСМ, ценными подарками. Весь экипаж был отправлен на отдых в санаторий МО СССР на Рижское взморье. Капитан танкера «Вилюйск» был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а личный состав танкера удостоился благодарности Главкома ВМФ СССР . Вообще история танкера «Вилюйск» весьма интересная. Танкер «Вилюйск» был построен на Финской фирме «Раума Репола» по заказу Советского Союза в конце 1957 года.. Экипаж был из г. Владивостока. Приписан был к Владивостокскому Морскому Пароходству. Обеспечив экспедицию в Атлантику в 1958-1959 г.г., танкер посетил с грузом топлива остров Диксон. Затем с грузом бензина перешел на Черное море. Там прошел доковый и текущий ремонт. Вернулся в Полярный и в октябре 1959 года вновь отправился в экспедицию по замеру гравитационных полей трех океанов. В этих походах учавствовали две подводные лодки 611 проекта 161 БПЛ СФ: это ПЛ «Б-88» и ПЛ «Б-90», которые одновременно приказом ГК ВМФ СССР перебазировались на ТОФ. Экспедиция обеспечивалась судами морского пароходства: теплоход «Михаил Калинин» и танкер «Вилюйск». Поход длился 6 месяцев. На судах размещались резервные экипажи: 161 бригады ПЛ СФ и резервный экипаж сформированный на ТОФе, командир резервного экипажа капитан 2 ранга Киреев К.К. Корабли прошли три океана ( Атлантический, Индийский, Тихий). Вышли из Полярного и закончили свой переход в г. Петропавловске-на – Камчатке ( 27 октября 1959г.- 24 марта 1960г.) Капитан 2 ранга в отставке, Владимир Селин. ОКЕАНСКАЯ ПОСТУПЬ ПРОЕКТА 611.(продолжение) Подводную лодку на фотоснимке я узнал сразу. По характерным заостренным оконечностям ее носа и кормы, а также по ограждению рубки со специальными волноотбойниками, на которые, признаться, трудно не обратить внимание - это дизель-электрическая лодка проекта 611. ПРАВДА, надпись на обороте снимка поначалу озадачила: «город Ден-Холдер. Нидерланды, 1994 год». Конечно, известно, что в нынешней России «все покупается и все продается», но увидеть у голландского причала, пусть даже списанный советский военный корабль, было неожиданностью. Но это еще не все! Оказывается, российский турист привез из поездки по Европе снимок не просто советской подлодки 611 проекта, которую приобрели у развалившегося флота России предприимчивые голландцы, а снимок Б-80 - торпедной лодки, которую в 1957-м, построили... северодвинцы! Вот уже лет десять-пятнадцать витают у нас всевозможные прожекты по поводу увековечивания заслуг северодвинских корабелов: то предлагали рубку атомохода водрузить на постамент в присутственном месте, то гребной винт от «Золотой рыбки» установить, как памятник... Еще, помнится, едва ли не всерьез обсуждали идею целиком вытащить на берег корпус АПЛ «Ленинский комсомол»... А голландцы тихо, без обильных словопрений, столь присущих нам, купили нашу лодку, прибуксировали к себе и переоборудовали под музей мореплавания, где помимо прочего, есть и экспозиция, рассказывающая о советском военно-морском флоте. Чуть больше четырех лет строили северодвинцы большие дизель-электрические торпедные лодки 611 проекта, а в истории Севмашпредприятия эти «государственные заказы» как-то «потерялись». Удивительно, но эту серию кораблей ветераны завода вспоминают не часто. А вспомнить и рассказать, конечно, есть о чем, тем более, со временем стали открываться удивительные подробности службы этих подлодок. Место службы - океан В самой предыстории проекта 611 тоже есть несколько особых моментов. Вкратце о них. Подводники всегда мечтали о лодках, которые бы могли длительное время крейсировать вдали от своих баз. С годами со стапелей сходили все более совершенные лодки, а вот автономность их увеличивалась медленнее других показателей. В канун Великой Отечественной на советском флоте появились, наконец, подводные лодки, главным предназначением которых, становились действия на дальних коммуникациях. Они так и назывались - «крейсерские» (серия «К»). Однако эти корабли, имевшие ряд преимуществ над всеми предшественниками, в целом не вполне оправдали ожидания моряков. К тому же промышленность сумела передать ВМФ небольшое количество подводных крейсеров. Вскоре началась война, которая наглядно продемонстрировала преимущества немецкого аналога - их лодок ХХI (21-й) серии. В 1943-м погибло наибольшее количество советских лодок серии «К». Было ли это случайным совпадением, но решение о начале работ над проектом новой крейсерской подлодки было принято тогда же, в 1943-м. Окончательное решение по созданию проекта 611 датируется январем 1949-го. В определенном смысле им открывался новый этап в истории наших подводных сил. Если брать основные показатели, не было у нас еще таких крупных лодок. Впечатляли также мощность, скорость подводного хода, дальность плавания (22 тысячи миль), глубина погружения, и конечно автономность - до 75 суток. Строительство первой лодки поручили ленинградцам. Оно шло трудно, даже драматично. Ветераны «Адмиралтейских верфей» вспоминают: дела складывались так скверно, что у военных даже возникло опасение: не «заваливает» ли предприятие головной заказ, хотели было передать его Таллинскому заводу № 890. В конце концов, из Ленинграда в Таллин лодка все же пришла своим ходом, но достраивалась, а также испытывалась уже здесь. Однако неприятности продолжались. Во время ходовых испытаний, когда лодка находилась на глубине 60 метров, в четвертом отсеке вспыхнул пожар из-за короткого замыкания в главном распределительном щите. К счастью, тогда обошлось без жертв, хотя отсек пришлось загерметизировать. Естественно, затем потребовался ремонт и отчаянные попытки корабелов «нагнать время». Приемный акт Б-61 (такой тактический номер присвоили новейшей крейсерской лодке) подписали в последний день 1953 года. Символично, что председателем Госкомиссии по ее приемке назначили Героя Советского Союза Н.А.Лунина, бывшего командира К-21 - единственной из крейсерских подлодок, уцелевших на Северном флоте во время войны. А северодвинцы как бы подхватили эстафету у ленинградцев. Закладка первой лодки 611 проекта состоялась 14 мая 1954 года. Ответственным сдатчиком назначили А.А.Овчинникова. В 1956-м году флоту были переданы 8 кораблей, на следующий год 9. К слову, ни до, ни после такого количества лодок за год северодвинцы не сдавали. Приемный акт последней подписали в 1958-м. Всего отечественный Судострой передал военным морякам 26 подлодок проекта 611 и его ракетного варианта АВ-611. Восемнадцать из них были построены в Северодвинске. Хотя образно, можно сказать, «семнадцать с половиной», поскольку Б-67, входящая в это число, изначально строилась в Ленинграде, а затем уже достраивалась по проекту В-611 и сдавалась у нас. Олег ХИМАНЫЧ МЕТАМОРФОЗЫ К-77 МЕТАМОРФОЗЫ К-77 Удивительная судьба корабля - «рабочей лошадки» эпохи «холодной войны». Утром 25 марта 2002 года к борту подводной лодки «Джулиет-484» подошел буксир «Пойнт Вэлиант» и закрепил трос на кормовом кнехте. Таможня и портовые власти дали «добро», а провожающие покинули корабль. Ровно в 10.00 были отданы швартовые, и мощный буксир «Хэмлок» потянул 4000-тонную громаду на выход из гавани канадского Галифакса. Их курс лежал в город Провиденс (Род-Айленд), США, которому было суждено стать последним пристанищем подлодки, на сей раз в качестве музейного экспоната. ЗАЛИВ Мэйн пройти с ходу не удалось из-за тревожной метеосводки, и утром следующего дня лодка ошвартовалась в Шелбурне (Новая Шотландия), то есть все еще в Канаде. Счет за стоянку был оплачен компанией «К-19» Продакшн Инкорпорейтед», использовавшей лодку в качестве главного героя нового голливудского блокбастера "К-19. Оставляющая вдов". Координатор компании по морской части капитан Ланс Джулиан, он же старший на переходе, посовещавшись с коллегами, принял решение переждать резкое ухудшение погоды в Шелбурне. Через день компания двинулась дальше и ясным первоапрельским утром прибыла к месту назначения. На городском пирсе № 1 корабль встречали оркестр и группа энтузиастов морского дела во главе с мэром Провиденса Винсентом Чьянчи, а также президентом Фонда музея «Саратога» Франком Ленноном. Откровенно говоря, церемония эта, затеянная возле отплававшего свое исполина, увенчанного к тому же звездно-полосатым флагом, вряд ли вызвала бы наш интерес, не будь этот корабль в недалеком прошлом советским подводным ракетоносцем К-77. ЛОШАДКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». Крейсерская подводная лодка с крылатыми ракетами К-77 была заложена 31 января 1963 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Горьком, а уже 31 октября 1965-го вошла в состав соединения Северного флота, базировавшегося в поселке Видяево. 4 пусковые установки крылатых ракет и 10 торпедных аппаратов делали корабль весьма грозным для противника. Ракеты П-5 с дальностью полета 500 километров со скоростью 345 метров в секунду в 1960-е годы легко преодолевали ПВО вероятного противника, а килотонная ядерная боеголовка РДС-4 обеспечивала гарантированное поражение как береговых, так и корабельных целей. Позднее, еще более точные самонаводящиеся ракеты П-6 сделали основной специальностью этих лодок удары по американским авианосцам. Планируемая серия из 35 «джульетт» (так этот тип именовался в НАТО), строившихся одновременно с 8-ракетными атомоходами проекта 675 («Эхо») подобного предназначения, была впоследствии сокращена до 16 единиц Несмотря на внешне неказистый вид «джульетты» зарекомендовали себя надежными кораблями и в течение десятилетий являлись рабочими лошадками «холодной войны» на море наряду с другими дизельными собратьями: «фокстротами» (пр.641), «виски» (пр.613) , «ромео» (пр.633), «танго» (пр.641Б) и т.д. Среди «дизелей» они прочно стояли на втором месте по длительности походов вслед за подводными лодками пр.641 с их нечеловеческими 9, 12 и даже 13-месячными автономками. В период войны во Вьетнаме тихоокеанское соединение ракетоносцев пр. 651 успешно демонстрировало советскую морскую мощь в Тонкинском заливе. А боевая служба «джульетт» Северного флота, длившаяся обычно не менее полугода, проходила, как правило, в Средиземном море, но были, как говорится, и варианты. НА ПЕРЕХВАТ. Зимой 1975 года подводная лодка «К-77» под командованием капитана 1 ранга А. Левина вышла в очередной боевой поход. Успешно форсировав Фареро-Шетландский противолодочный рубеж, лодка, в полной мере испытала на себе нрав зимней Атлантики. Во время зарядок батареи крен достигал 50 градусов, а гребни океанских волн проносились высоко над ходовым мостиком. Привязанная ремнями верхняя вахта, пыталась угадать момент, когда очередной вал накроет их, далеко не утлое суденышко, чтобы укрыться под козырьком рубки. В те редкие моменты, когда отдраивался рубочный люк, огромный столб воды проваливался в центральный пост, грозя вызвать замыкания и сопутствующие им неприятности. Вплоть до пожара, страшнее которого на подводной лодке, как известно, ничего нет. В Бискайском заливе стихия разбушевалась настолько, что, казалось, не выдержат стальные борта легкого корпуса. На параллели мыса Финистерре командир неожиданно получил радиограмму, предписывавшую следовать не в Средиземное море, как ожидалось, а к Виргинским островам. То есть - к восточному побережью Америки. По мнению командования 6-й флот США собирался, если не высаживать десант на Кубу, то, по крайней мере, продемонстрировать подобную попытку. Подводный ракетоносец разворачивался, ни много, ни мало, на перехват американского флота. Как рассказывал Виталий Козырь, в ту пору командир дивизии, в состав которой входила К-77, новый маршрут пролегал между Азорскими островами и островом Мадейра в направлении зюйд-вест. Качка уменьшилась, а когда вошли в зону экваториальных пассатов, и вовсе стало спокойно. На горизонте - ни дымка, а в воздухе даже инверсионных следов от самолетов не видно. Температура в отсеках достигла 50 градусов. Кондиционеры работали непрерывно, но существенно снизить температуру в отсеках не удавалось... И вот назначенный район на параллели Виргинских островов достигнут. Вокруг мертвая зыбь. Серая мгла оказалась настолько густой, что было трудно различить, где кончается вода и где начинается воздух. Тяжелая, давящая атмосфера. Дышать нечем. Воздух напоен влагой настолько, что блики на воде отражаются в плотных его слоях. В отсеках лодки невыносимая жара. Однако, испытание было недолгим. 6-й флот оставил в покое Кубу и направился к берегам Анголы. На подводной лодке кончалось топливо. Последовала команда следовать в гвинейскую Конакри для отдыха экипажа, ремонта техники и пополнения запасов. Уставшие от трехмесячных походов по штормовой Атлантике, подводники встретили радушный прием у местных властей. Помимо дружеских визитов главное внимание было направлено на приведение в порядок материальной части корабля и восстановление бодрости духа. За три недели экипаж отдохнул, и, насколько возможно, пополнил необходимые запасы. Приняв топливо с подоспевшего в Конакри советского танкера, К-77 отправилась в путь, теперь уже в Средиземное море и для начала в Александрию. ПОЖАР В 5-м ОТСЕКЕ. На подходе к островам Мадейра командир неожиданно получил приказание возвращаться в базу. В Бискайском заливе лодка вновь оказались в зоне жестоких штормов. Даже на глубине 100 метров крен достигал 10 градусов. Предвкушая скорую встречу с Родиной, подводники стойко переносили трудности и, ничто не предвещало беды. Утром 20 марта лодка шла на глубине 80 метров. Командир корабля находился в центральном посту, когда в 10.40 из жилого 5-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога! Пожар в 5-м отсеке! Горит ППС!» ППС - станция параллельно-последовательного включения групп аккумуляторной батареи. Была сыграна аварийная тревога. По приказанию командира корабля в 8-м отсеке приготовили к действию систему объемного химического пожаротушения, а в 5-й отсек подали огнегаситель Старшина команды электриков успел доложить по телефону, что в отсек несанкционированно подан фреон. Поскольку пожар продолжался, командир приказал подать в пятый отсек огнегаситель из установки центрального поста. В 11.10 лодка всплыла в надводное положение для вентиляции отсека в атмосферу. Бискайский залив продолжал бушевать. Для выяснения обстановки в аварийном отсеке была организована группа разведчиков, которая, обследовав 5-й отсек, двинулась в корму. Наконец, была отдраена переборка в 7-й отсек, и взору офицеров открылась страшная картина. На палубе в различных позах лежало десять моряков. Еще двоих в бессознательном состоянии вытащили из трюма. Из всех, находившихся в отсеке, двое - капитан-лейтенант А. Кочнев и старшина 1-й статьи П. Тоос - были в аппаратах ИДА-59. Остальные так и не воспользовались средствами индивидуального спасения. Благодаря усилиям врача и его помощников удалось вернуть в сознание десять подводников. Затем бросились к находившимся в аппаратах ИДА-59. Сняли с них маски, но оба не подавали никаких признаков жизни. Первая медицинская помощь, искусственное дыхание не давали результатов. Командир моторной группы капитан-лейтенант Анатолий Кочнев и командир отделения мотористов старшина 1-й статьи Пауль Тоос скончались от отравления фреоном. Как оказалось, оба подводника, надев маски, и подключившись к аппарау, не смогли открыть вентили кислородных баллонов. Перед выходом в море всем членам экипажа было выдано портативное дыхательное устройство (ПДУ), которое находилось с ними постоянно. Используй их при поступлении фреона в отсек, никто бы из моряков не пострадал. Возвращение подводной лодки в базу после четырехмесячного плавания было омрачено. Вместо оркестра на причале стояла машина «скорой помощи». При выяснении причины возгорания ППС оказалось, что во время ремонта подводной лодки на судоремонтном заводе кто-то из рабочих оставил в переключателе ППС гаечный ключ. Подача фреона в 7-й отсек вместо 5-го также произошла по вине ремонтников. При сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка, что и стало причиной трагедии. Старшину 1-ой статьи Пауля Тооса хоронили на родине, под Таллинном. А инженер-капитан-лейтенант Александр Кочнев был похоронен неподалеку от Видяево, близ аэродрома Килп-Ярв, рядом с отцом летчиком-испытателем, который погиб во время полета на боевой машине... В то время я был штурманом одной из подводных лодок видяевской эскадры и вместе со всеми напряженно ждал возвращения К-77. Примерно за неделю до этого «сарафанное радио» разнесло весть о случившемся пожаре и имеющихся жертвах. Стоит ли говорить о том, что происходило в душах семей подводников К-77 и их друзей. Мой друг Миша Кузнецов ходил младшим штурманом на этой лодке. К счастью, он вернулся живым и невредимым, а через несколько лет стал командиром такого же корабля. Сергей АПРЕЛЕВ Продолжение следует | |||
Напишите мне |