| |||
Бурменский Андрей Дмитриевич, ст. преподаватель Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет В 2006 наша страна отмечает славную дату – 100-летие подводного флота России. За свою историю подводный флот России получил от отечественной судостроительной промышленности 1096 боевых подводных лодок. Весомый вклад в развитие подводного флота внес и Амурский судостроительный завод. За свою 70-летнию историю амурские корабелы передали военно-морскому флоту 97 подводных лодок. На общем фоне цифра не такая уж внушительная. Но если учесть, что по количеству построенных амурскими корабелами атомных подводных лодок Амурский судостроительный завод занимает третье место в мире (сдано флоту 56 атомоходов и 2 находится в постройке), то весомость вклада завода в развитие подводного флота сразу становится ощутима. За годы своего существования завод строил как дизельные, так и атомные подводные корабли различного назначения: многоцелевые, ракетные и стратегические, а также уникальные по своему назначению корабли – спасательные подводные лодки и лодки-цели. Всего, на заводе строились лодки 12 проектов. Интенсивность строительства подводных лодок по проектам приведена в таблице 1. Таблица 1 Динамика строительства ПЛ по проектам И самым знаковым событием в истории Амурского судостроительного завода – первым построенным кораблем на заводе стала именно подводная лодка. Потом будет продолжительный перерыв в строительстве подводных лодок. На заводе будут строиться и сторожевые корабли, и эсминцы четырех проектов, и даже крейсера, а в планах были еще и авианосцы 72 проекта. Но Амурский судостроительный завод все же знаменит именно благодаря построенным на его стапелях подводным лодкам. Рождение корабля на стапеле судостроительного завода это только начало сложного, часто героического, а иногда и трагического его жизненного пути. В тоже время корабль без экипажа - это просто груда ненужного железа. И именно крепкая связка экипаж-корабль своей службой во славу отечества, приносит славу и заводу, со стапелей которого корабль был спущен. Почему-то принято разделять военно-морскую историю на части. Отдельно рассматривают вопросы истории проектирования корабля, его строительства, ремонта и модернизаций, при этом даже часто не вспоминают, что и экипажи кораблей активно участвуют в этом процессе. И в тоже время отдельно рассматривают историю службы соединений и экипажей, а о кораблях и людях, построивших их, забывают. И только в последние годы данный перекос стал исправляться. В этой статье на основе разрозненных источников рассказывается о службе первых подводных лодках построенных на стапелях Амурского судостроительного завода – подводных лодках «Л-11» и «Л-12». Данную статью можно рассматривать как первый шаг в изучении истории службы боевых кораблей построенных на АСЗ, экипажей служивших на них и соединений, в состав которых входили корабли. В 30-е годы в СССР началось широкомасштабное строительство боевых кораблей, катеров и подводных лодок. Для страны, берега которой омывают 13 морей трех океанов, нужен был мощный и большой флот. Вопросы с пополнением корабельного состава Черноморского, Балтийского и Северного флотов решались достаточно просто, так как практически вся судостроительная промышленность была сосредоточена в западных районах страны. А вот на востоке страны, в связи со слабой судостроительной базой и огромной удаленностью дальневосточных морских рубежей от центров военного кораблестроения, это было проблемой. Для сжатия сроков строительства новых боевых кораблей для Тихоокеанского флота 2 февраля 1934 года вышло постановление Совета Труда и Обороны СССР о постройке шести больших подводных лодок II бис серии (в дальнейшем - XI серия). После учета накопленного опыта проектирования, строительства и эксплуатации плавающих подводных лодок II серии типа Л, был переработан и практически был создан новый проект. Но еще 3 декабря 1933 года на Балтийском заводе уже обсуждался вопрос, как строить и транспортировать эти лодки на Дальний Восток. Предполагалось строить их силами Балтийского завода (г.Ленинград) и завода им. Марти (г. Николаев) и отправлять по железной дороге отдельными секциями на специальных транспортерах (как это делалось при постройке подводных лодок типа «Щ») в Комсомольск-на-Амуре, на Амурверфь, где они должны были достраиваться и сдаваться после испытаний Военно-Морскому Флоту. Руководство строительством, включая и достройку их на месте на Дальнем Востоке, возлагалось на Балтийский завод. Здесь было организовано Бюро достройки XI серии во главе с заместителем главного инженера завода Н. В. Григорьевым (заместителем начальника Бюро достройки был назначен конструктор ЦКБС-2 А. А. Правдин). Предполагалось организовать в Комсомольске-на-Амуре отделение Балтийского завода во главе со строителями Малолетко и Радзиевским. Однако вскоре выяснилось, что строительство Амурверфи, ведущееся Дальпромстроем (ДПС), значительно отстает от намеченных сроков, в связи с чем Амурверфь не может обеспечить достройку и сдачу первых лодок XI серии, которые должны были стать ее первой продукцией. Тогда было решено, что четыре лодки будут достраиваться на Дальзаводе (судостроительный завод им. Ворошилова, г. Владивосток) и только последние две лодки будут достраиваться на Амурверфи. Первые три подводных лодки строил Балтийский завод («Л-7», «Л-8», «Л-9») и, поскольку они все достраивались на Дальзаводе, вопрос об организации отделения Балтийского завода на Амурверфи отпал. Остальные три лодки строил завод им. А. Марти , одна из них («Л-10») достраивалась на Дальзаводе, а две остальных («Л-11» и «Л-12») - на Амурверфи. Обе лодки были заложены 10 июня 1934 год в эллинге судостроительного завода № 198 им. А. Марти (строительные № 284 и 286) и вскоре в разобранном виде по секциям перевезены по железной дороге для достройки на судостроительный завод № 199 в Комсомольск-на-Амуре. Подводные минные заградители XI серии были спроектированы ЦКБ-18 (ЦКБМТ «Рубин»), главный конструктор Б.М.Малинин. Водоизмещение нормальное надводное 1070 т, подводное 1366 т; длина 79,93 м (7 отсеков), ширина 7,3 м, осадка 4,1 м. Мощность дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 2х650 л.с.; скорость полного хода надводная 13,02 уз, подводная 8,5 уз; дальность плавания над водой 12400 миль (8,7 уз), под водой 160 миль (2,5 уз); глубина погружения до 100 м; автономность 30 сут. Вооружение: 6 нос. 533=мм ТА (12 торпед), 20 мин ПЛТ, 1х100 мм орудие Б-24 и 1х45 мм орудие 21-К; Экипаж 53 человека. Схема ПЛ XI серии Первоначально лодкам планировалось присвоить наименование «Свердловец» и «Молотовец», но с 15.09.1934 г. перешли на литерное наименование лодок и соответственно комсомольские лодки получили наименование «Л-11» и «Л-12». Лодки заложены на стапелях Амурской верфи в 1935 году. Главным строителем был К.Ф. Терлецкий. Первой, 7 ноября 1936 г, была спущена «Л-12». Через месяц 4(5) декабря 1936 г. – «Л-11». В марте 1937 года на «Л-12» прибывает ее первый командир Владимир Афанасьевич Касатонов, командовавший лодкой с 28.3.1937 по 20.1.1938. В.А.Касатонов 1.12.1954 стал командующим 8-м ВМФ, 15.12.1955 - командующим ЧФ, 28.2.1962 - командующим СФ и 2.6.1964 - 1-м заместителем ГК ВМФ; 18.6.1965 ему было присвоено воинское звание адмирала флота, а 25.11.1966 он был удостоен звания Героя Советского Союза. 22 июля 1937 года началась буксировка лодок на понтонах до Николаевска-на-Амуре, откуда лодки уже своим ходом прибыли во Владивосток на достройку и испытания на Дальзаводе. Владимир Афанасьевич Касатонов про этот период через много лет писал: «В короткий срок, имея опыт проведения боевой подготовке на «Щуке», организовал отработку экипажа. При сдаче задач все торпедные стрельбы выполнил «отлично» … В первую же компанию по боевой подготовке вышли на первое место в дивизионе» «Л-11» вступила в строй 5.11.1938 и 6.11.1938, подняв Военно-морской флаг СССР, вошла в состав ТОФ. Через месяц (10.12.1938) вступила в строй и «Л-12». Первоначально лодки «Л-11» и «Л-12» вошли в состав 42 дивизиона 4 бригады ПЛ с базированием на бухту Золотой Рог (г. Владивосток). После реорганизации в мае-апреле 1941 г. соединений ПЛ ТОФ «Л-11» и «Л-12» вошли в 3 ОДПЛ с базированием в Авачинской губе в Петропавловске-Камчатском. Подводные лодки интенсивно проходят боевую подготовку. Николай Герасимович Кузнецов, командовавший Тихоокеанским флотом, вспоминает про этот период: «Подводные лодки на Тихом океане несли непрерывную боевую службу. Они оставались в дозоре не только летом в хорошую погоду, но и зимой, во время жестоких тихоокеанских штормов. Продолжительность пребывания наших подводных лодок в открытом море была по тем временам невиданной. О подобных рекордах не принято оповещать широкие круги, их не регистрируют международные спортивные органы, но, если бы устраивались подобные соревнования, многие наши подводники вполне могли бы стать мировыми чемпионами». 5 июля 1943 г. лодки перечислены в состав 5 дивизиона 2 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием на бухту Малый Улисс (г. Владивосток). В 43-44 гг. прошли средний ремонт на судостроительном заводе № 202 им. К. Ворошилова в г. Владивостоке. 10 мая 1945 г. лодки переданы в состав 5 дивизиона 1-й бригаде подводных лодок Тихоокеанского флота, в составе которой они и вступили в боевые действия с Японией. 19 августа 1945 года «Л-12» (совместно с Л-19) в 20.15 вышла в боевой поход под командованием капитан-лейтенанта П.З. Щелганцева на позицию «Б» в район порта Румой (о-в Хоккайдо) с целью разведки, перед возможной высадкой советских войск на о. Хоккайдо, и нарушения судоходства для срыва возможной эвакуации японских войск с Южного Сахалина. Следует отметить, что лодка к данному походу готовилась экстренно. «Л-12» стояла в ремонте в доке, ее срочно ввели в строй за 8 дней вместо 25 по плану. Выбор лодок для данной боевой задачи был неслучаен, они считались самыми современными и мощными на Дальнем Востоке. Кроме того, экипажи и командиры «Ленинцев» имели опыт плавания в данном районе. Прибыв на позицию, командир приступил к разведке, выявлению минных полей, средств и навигационного обеспечения плавания, а также начал поиск судов противника. Видимость была очень хорошая, штиль, с наступлением ночи лодка всплыла для зарядки аккумуляторных батарей, подходя то ближе к берегу, то удаляясь мористее. Ранним утром 22 августа с «Л-12», находившейся в крейсерском положении, были замечены огни японского транспорта, шедшего без охранения. В 05.11 «Л-12» произвела торпедную атаку в точке 43° 59'' с.ш., 141° 24,5'' в.д. из надводного положения трехторпедным залпом с временным интервалом с дистанции 5,5 кабельтовых. По наблюдениям командира был атакован транспорт водоизмещением 4000 тонн, однотрубный, с орудиями на носу и корме. Однако из-за ошибки допущенной командиром в определении элементов движения цели, торпеды прошли мимо транспорта. Тогда П.З. Щелганцев решил повторить атаку, но с более короткой дистанции. В 05.18 цель была атакована повторно. С дистанции 2,5 кабельтовых было выпущено еще 3 торпеды, наблюдалось попадание 1 торпеды в кормовую часть и через 1,5 минуты погружение транспорта. Продолжая поиск противника в том же районе и находясь на перископной глубине, в 17.41 командиром был обнаружен конвой противника в составе транспорта, шедшего в охранении сторожевого корабля и 6 катеров. Несмотря на сильное охранение и движение конвоя противолодочным зигзагом, командир лодки принял решение атаковать вражеский конвой и начал с ним сближение. Из-за переменного курса конвоя атака затянулась на целый час. И когда «Л-12» уже подходила уже к точке залпа, она была обнаружена противником. Сторожевые корабли начали атаку советской лодки. Прервав атаку, лодка была вынуждена уйти на глубину 40 м. По ней было сброшено на небольшом удалении 5 глубинных бомб. В результате разрывов оборвана антенна радиоприемника, радиовводы и некоторые сальники начали пропускать воду. Через несколько часов, в 21.29, «Л-12» также не смогла атаковать другой конвой, в составе которого обнаружен транспорт в 1500 тонн водоизмещением, с дистанции 12 кабельтовых из-за опасения промахнуться. 27 августа 1945 год «Л-12» начала возвращение во Владивосток, куда и прибыла на следующий день. Во Владивостоке вернувшуюся из боевого похода подводную лодку встречал командующий Тихоокеанским флотом адмирал Юмашев, поздравивший командира и экипаж лодки с потоплением транспорта типа «Куба Мару». По некоторым данным в первой атаке был потоплен транспорт «Тайто Мару» в 5950 брт., шедший из Кореи с беженцами на борту. По японским данным на транспорте погибло 553 человека. Однако наличие транспорта с беженцами в районе боевых действий у о. Хоккайдо, да еще следующего из Кореи, не только маловероятно, но и не логично. Стоит только посмотреть на географическую карту и видно, что самым оптимальным маршрутом для судна с беженцами на борту – это порт Ионаго, но не как не Румои, расположенный на 600 миль севернее. Также маловероятно упоминание о шестичасовой погоне «Л-12» за транспортом. Организовать преследование противника с целью сокращения дистанции подводная лодка могла только в надводном положении. Однако нахождение лодки после восхода солнца у берегов противника не только опасно для самой лодки, но и чревато срывом всего боевого задания. Здесь видимо речь идет о шести минутах между атаками, каждая из которых, по ощущениям членов экипажа, длилась как час. И вот именно эти минуты у некоторых исследователей превратились в часы. А вот артиллерийский обстрел транспорта во время сближения с ним в крейсерском положении, с целью заставить его остановиться или подавить ответный огнь с вооруженного транспорта, на самом деле мог производиться. В некоторых источниках объектом атаки указывается корабль береговой обороны «№ 75» в 745 брт. Однако более вероятным следует считать потопление «Л-12» японского военного транспорта «Огасавара Мару» в 1403 брт. Более точно ответить на этот вопрос можно будет после того, как будут открыт свободный доступ к архивным документам ВМФ. Не менее запутана история и боевого выхода подводной лодки «Л-11». По одним данным «Л-11» вышла из Уллиса в свой боевой поход 22 августа 1945 год в 22.08 под командованием кап. 3 ранга Барбитова К.В. с задачей высадки десанта в порту Маока (ныне порт Холмск) на о-ве Сахалин, имея на борту 61 человек десанта, запас продовольствия для десанта на 12 суток, одно 45-мм орудие и 2500 снарядов к нему. Орудие крепилось нештатным способом на палубе кормовой надстройки. На переходе встреч с кораблями противника не имела. По воспоминаниям участника этого похода Владимира Семеновича Красника, служившего радистом на Л-11, лодка с десантом вышла не из Владивостока, а из Советской Гавани. В первом случае неправильно указаны дата выхода лодки в боевой поход и цель, стоявшая перед ее экипажем. Во втором, видимо из-за давности лет, просто нарушена последовательность событий. Познакомься с народом Напишите мне |