Я, Анатолий Алексеевич Чернышев, капитан 1 ранга в отставке, родился в городе Ленинграде 12 марта 1938 года. Все 900 дней блокады находился в осажденном Ленинграде вместе с родителями. Награжден знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, состою в обществе “Дети блокады — 900”...
В 1955 году закончил десять классов средней школы № 434 г. Ленинграда, получил общее среднее образование. В том же году по комсомольскому набору поступил во Второе высшее Военно-морское училище подводного плавания в городе Рига Латвийской ССР.
Окончил училище в 1959 году по специальности штурман подводного плавания, был назначен на Северный флот на среднюю дизельную подводную лодку на должность командира рулевой группы.
В 1961 году был повышен в должности на той же подводной лодке — стал командиром штурманской боевой части (БЧ-1). С обязанностями справлялся отлично.
В 1964 году был назначен на вновь создававшийся экипаж помощником командира большой дизельной лодки.
В декабре месяце 1965 года после приема подводной лодки от промышленности экипаж на лодке перешел из Ленинграда в Лиепаю; там я сдал курсовые задачи № 1 и № 2 боевой подготовки. Задачи боевой подготовки необходимо было сдать для обеспечения безаварийного перехода подводной лодки из Лиепаи на Северный флот. Однако Главнокомандующий ВМФ в 1966 году принимает решение: поставить подводную лодку на модернизацию на морской завод № 29 в Лиепае. Модернизация заключалась в переделке торпедных аппаратов под телеуправляемые торпеды.
В 1966 году меня повышают в должности и назначают старшим помощником командира подводной лодки. С 1966 по 1970 год я занимался испытанием нового торпедного оружия, принятием его на вооружение Военно-Морского Флота.
С выходом из морского завода после модернизации мы целый год испытывали новое оружие в районах боевой подготовки Лиепайской ВМБ. Но торпеды тонули, а полигоны находились в районах интенсивного судоходства гражданских судов. Главком ВМФ перевел подводную лодку на зимовку в Кронштадт. С мая по октябрь мы продолжали заниматься испытаниями на Ладожском озере. За успешные испытания и прием на вооружение нового вида оружия я был награжден грамотой Министерства оборонной промышленности.
В 1970 году по личному указанию Главкома ВМФ был направлен на командирские классы во ВСООЛК ВМФ.
В 1971 году, окончив с отличием Высшие специальные ордена Ленина курсы ВМФ, назначен на Тихоокеанский флот командиром большой дизельной подводной лодки.
С декабря 1971 года по июнь 1972 года в составе походного штаба 10-й оперативной эскадры в должности офицера-подводника совершил семимесячный поход на крейсере “Варяг” в Индийский океан из Владивостока (период Индо-Пакистанского конфликта) с заходом в порты Могадишо, Аден, Коломбо, Массуа. В 1973 году совершил восьмимесячное плавание в Тихий океан на большой дизельной лодке с заходом в порты Апиа, Лиму, выполняя боевую задачу по замеру гравитационного поля Земли.
По возвращении из похода в 1974 году был назначен командиром крейсерской атомной подводной лодки. На атомоходе в 1977 и в 1978 году в должности командира был на трех боевых службах в Филлипинском море продолжительностью: два — по девяносто суток, одна — семьдесят суток. В 1979 году командующим Тихоокеанским флотом назначаюсь старшим командиром по безопасной проводке подводных лодок через Сингапурский и Малаккский проливы из Японского моря в Индийский океан и обратно. 5 декабря 1980 года на атомоходе командиром убываю с Камчатки в дальний поход в Индийский океан. Вернулся из похода 7 августа 1981 года. За время восьмимесячного похода (245 дней) пройдено: два океана — Тихий, Индийский; шесть морей — Филиппинское, Южно-Китайское, Андаманское, Лаккадивское, Аравийское, Красное; 29555 миль под водой, 4519 миль над водой; 142 дня под водой, 28 дней над водой, 75 дней в портах и на якоре; посетил порт Аден, остров Дахлак, остров Сокотра. Было совершено три боевых службы в Аравийском море с задачей слежения за авианосцами США и Англии.
В январе 1982 года при подготовке к очередному восьмимесячному плаванию в Индийский океан в период погрузки ракетного оружия на подводную лодку получил двустороннее воспаление легких. В поход не пошел и был назначен командиром резервного экипажа. В сентябре 1982 года бы направлен на академические курсы офицерского состава Военно-Морской академии. В 1983 году, с отличием закончив курсы, назначаюсь заместителем начальника оперативного отдела Камчатской военной флотилии. Находясь на этой должности, занимался разработкой командно-штабных учений, контролировал боеготовность кораблей флотилии и готовил корабли к боевым походам согласно плану боевой подготовки. В июле 1986 года с должности заместителя начальника оперативного отдела КВФ был направлен в спецкомандировку в Сирийскую Арабскую Республику (город Дамаск) в Высшую Военную академию ВССАР преподавателем-консультантом кафедры ВМС. По контрактной должности преподавал методику боевой и оперативной подготовки ВМФ. За период командировки провел более 600 часов классных занятий. Дополнительно к контрактной должности проводил занятия по тактике подводных лодок, управлению силами флота и международному морскому праву. Вновь разработал материалы к 20 наименованиям лекций и тактических задач, переработал 10 учебных материалов. Впервые в академии разработал комплект документов к командно-штабному учению для слушателей группы ВМС. За добросовестную работу при выполнении интернационального долга неоднократно поощрялся командованием и в 1989 году награжден орденом Сирийской Арабской Республики “За боевую подготовку” I степени. По окончании срока командировки в 1989 году в июле месяце возвратился на Родину к прежнему месту службы в Петропавловск-Камчатский. В феврале 1990 года приказом министра обороны был уволен по возрасту в запас.
Прослужил в Военно-Морском флоте 36 календарных лет, из них — 22 календарных года на подводных лодках. Имею 48 лет выслуги. За период военной службы неоднократно поощрялся командованием: имею грамоты от командиров частей, соединений подводных лодок, от командующих флотилией ПЛ, от командующего флотом, от министра обороны. Награжден орденом “За службу Родине в ВС СССР” III степени, орденом “Красная Звезда”, десятью медалями ВС СССР, знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, сирийским орденом “За боевую подготовку” I cтепени.
На снимках: А. А. Чернышев на мостике подводной лодки, Тихий океан; атомная подводная лодка в Индийском океане.
Фото из архива автора
Главная
|