ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ СОВЕТСКИЙ ПОДВОДНИК
Рижское ВВМУ подводного плавания

(1951-1960)


Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер Обо мне. Баннер Ссылки. Баннер Фотоалбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая



Цусима

ЦУСИМА – ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ.

Бурменский Андрей Дмитриевич,
старший преподаватель,
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.


"В этот день сто лет назад погиб последний русский корабль в Цусимском сражении. Ранним утром 16 мая 1905 года броненосный крейсер "Дмитрий Донской" с поднятым Андреевским флагом ушел под воду, будучи затопленным своим экипажем. На этом закончилась одна из величайших битв в военно-морской истории, в которой русская эскадра была полностью уничтожена" – этими словами я начал очередную лекцию студентам - будущим корабелам, по истории кораблестроения.

Сегодня, даже не каждый будущий кораблестроитель знает подробности героического похода 2-й Тихоокеанской эскадры и героической гибели в Цусимском сражении русских кораблей. Не в чести у большей части молодежи отечественная история. Хорошо еще, что из школьного курса могут вспомнить о героическом подвиге крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец".

Рассказывая студентам о ходе Русско-японской войны на море, всегда ловишь себя на мысли – "Ну почему все-таки?…".

Этот вопрос я себе задавал и 20 лет назад, когда прочитал книгу Новикова-Прибоя "Цусима", которая по своему масштабу описания тех далеких событий меня просто потрясла. Вопрос возник, а ответа не было.

Следующей книгой о Цусимском сражении была замечательная книга В.П. Костенко "На "Орле" в Цусиме". Это были уже мемуары участника сражения, и по ним можно было делать некоторые выводы. Но все равно оставались белые пятна самого унизительного поражения русского флота.

В 90-х годах стало появляться большое количество литературы по вопросам истории военно-морского флота, в том числе посвященной Русско-японской войне. В отдельных статьях, и даже в довольно толстых монографиях стал появляться анализ причин поражения 2-й русской эскадры. И, как правило, из одного издания в другое кочует анализ косвенных причин, но не анализируются главные. Но все по порядку.

Историю Цусимского сражения можно начинать с даты 2 октября 1904 года. В этот день 2-я Тихоокеанская эскадра четырьмя колоннами выходит из Либавы и начинается беспримерный поход огромного соединения вокруг земного шара, который закончится через семь с половиной месяцев у острова Цусима. Чем примечателен этот поход.

Во-первых, эскадра достигла театра военных действий практически в технически исправном состоянии. Правда, вследствие объективных причин, одна из важных характеристик боеспособности эскадры снизилась - в результате обрастания корпусов кораблей во время длительного пребывания в теплых водах скорость эскадры как боевого соединения снизилась на 1-2 узла, что снижало возможность маневрирования во время боя.

Во-вторых, следовало ожидать возрастания боеспособности такого боевого соединения, как эскадра, в результате "боевого слаживания". Времени у командующего эскадрой было предостаточно и во время похода, и особенно, во время стоянки эскадры на Мадагаскаре. Но во время похода эскадра только один раз занималась простейшими эволюциями, а во время вынужденной многодневной стоянки эскадра выходила на боевую подготовку только шесть раз, в том числе и один выход на боевые стрельбы по пирамидальным щитам. Результат такой "интенсивной" боевой подготовки был нулевой. А вот по погрузке угля в море экипажи боевых кораблей стали спецами, даже соревнования были устроены среди экипажей кораблей по скорости погрузки угля, за которыми адмирал Рожественский следил очень внимательно. В противовес 2-й эскадре, на кораблях отряда Небогатова боевой подготовке уделялось больше внимание. Один только факт прохода 3-й эскадрой Гиблартарского пролива без огней говорит о многом. Кстати, это позволит остаткам российской эскадры избежать ночного нападения японских эсминцев.

В-третьих, за время похода командующим должен был быть разработан не один вариант боевого столкновения с Японским флотом, с проведением командно-штабных учений, которые помогли бы вскрыть все недостатки 2-й эскадры. Тем более, что в штабе эскадры присутствовали и офицеры с 1-й эскадры, которые имели богатый и неоценимый боевой опыт. Однако, Рожественский не только не обсуждает с командирами своих кораблей предполагаемый сценарий будущего сражения, но и не ставит в известность своего третьего флагмана контр-адмирала Небогатова о смерти за три дня перед боем второго флагмана - контр-адмирала Фелькерзама.

Вот с такими результатами беспримерного похода 2-я Тихоокеанская эскадра вступала в Цусимское сражение 14 мая 1905 года.

Само Цусимское сражение очень подробно приведено в большом количестве источников и здесь только кратко рассмотрим его хронологию, так как само сражение является апогеем подготовки к нему противоборствующих сторон.

Коротко рассмотрим хронологию первой фазы боя, самой драматичной и самой решающей в данном сражении.

На подходах к Корейскому проливу российская 2-я Тихоокеанская эскадра ранним утром 14 мая была обнаружена одним из японских разведчиков - вспомогательным крейсером «Синано-Мару». Уже в 4 час. 45 мин адмирал Того на борту ЭБР «Микаса» в бухте Мозампо знал место и примерный курс российской эскадры. Убе¬дившись, что эксадра Рожественского направилась в восточную часть Корейского пролива, называемого японцами Цусимским, адмирал Того в 6 час. 15 мин. вышел из Мозампо со всем своим флотом. В полдень, считая себя в центре Цусимско¬го пролива и сохраняя 9-узловую скорость, русская эскадра повернула на курс норд-ост 23° - во Владивосток.

В 12 час. 20 мин. З.П. Рожественский попытается выстроить строй фронта из 12 броненосцев, но в самом начале манёвра отказывается от его завершения: во мгле снова показались японские крейсера-разведчики. В результате сильнейший в эскадре 1-й отряд броненосцев двумя последовательными поворотами выстроился в киль¬ватерную колонну несколько впереди и в 12-15 кабельтовых (кб.) пра¬вее колонны 2-го, 3-го и крейсерского отрядов. Окончательно в строй фронта Рождественский перестраивает эскадру после того, эскадра адмирал Того стала пересекать курс русской эскадры. В 13 час. 25 мин. по сигналу с «Суворова» 1-й броненосный отряд, увеличив ход с 9 до 11 уз, склонился влево, чтобы принять в кильватер «Ослябя».

В 13 час. 40 мин. 1-й и 2-й боевые отряды японцев пересекли курс русских, и «Микаса» оказался примерно на 4 румба впереди левого траверза «Суворова».

В 13 час. 45 мин. в дистанции всего 40 кб от «Суворо¬ва» «Микаса» начал поворот влево на курс норд-ост 67°. Русской эскадре представилась возможность некоторое время обстреливать состворившиеся японские корабли, а концевые крейсера X. Камимура могли открыть огонь не ранее, чем через 15 мин. после поворота «Микаса».

Когда головные броненосцы Того - «Микаса» и «Сикисима» - легли на новый курс, 3.П. Рожественский приказал открыть огонь и уменьшить ход с 11 до 9 уз. Однако четвёртый корабль в строю - «Орёл» - ещё не успел занять своё место и находился на правом траверзе «Ослябя», который, пропуская «Орла», застопорил ход, подвернув вправо и подставив противнику свой высокий борт. Броненосцы 2-го и 3-го отрядов, уменьшая скорость и маневрируя, частично сбились в кучу. Замешательство в русском боевом порядке к моменту открытия огня усугублялось крайне невыгодным острым курсовым углом головы японского строя, находившейся в дистанции не менее 50-55 кб от броненосцев 3-го отряда.

В 13 час. 49 мин. «Князь Суворов» из левой носовой 6" башни произвёл пристрелочный выстрел по «Микаса» с дистанции 32 кб. Вслед за флагманским кораблём русские броненосцы открыли огонь, пытаясь сосредоточить его на головном броненосце противника.

Японцы ответили в 13 час. 51 мин. по первому выст¬релу «Микаса», их корабли вступали в бой по мере вы¬хода на новый курс. «Микаса», «Асахи» и «Адзума» сосредоточили огонь на - «Суворове»; «Фудзи», «Сикисима» и большинство броненосных крейсеров - на «Ослябя», а «Ивате» и «Асама» - на «Николае I».

Японские боевые отряды на скорости 14-15 уз быстро продвигались вперёд, охватывая голову русской эскадры. Вскоре «Микаса» вышел из зоны обстрела кормовых башен «Бородино», «Орла» и «Ослябя» и они перенесли огонь на ближайшие к траверзу крейсера. Таким образом, флагманский корабль X. Того только в первые минуты боя оказался под воздействием 20 крупных орудий, а с 14 час. по нему стреляли не более двенадцати.

Эскадренный огонь русских носил неорганизованный характер, артиллеристы не могли различить всплесков падений «своих» снарядов, поднимавших стену воды вокруг «Микасы». Тем не менее, этот броненосец за первые 17 мин. боя получил 19 попаданий, в том числе пять 12" снарядами. Три других сильнейших японских броненосца остались необстрелянными и вели огонь практически без помех.

Из японских броненосных крейсеров серьёзно пострадал только «Асама», на котором попадание 12" снаряда с «Императора Николая I» привело к потере управления. В 14 час. 09 мин. «Асама» вышел из строя и смог принять участие в бою только спустя 40 минут, а занял своё место в отряде X. Камимуры только в 16 час. 46 мин.

Японские броненосцы и крейсера уклонялись от огня манёвром, а русские, следуя «Суворову», стремились сохранить постоянство курса, что при 9-узловой скорости позволяло противнику буквально «засыпать» их снарядами. Маневрировал только контр-адмирал Небогатов на «Николае I», поэтому и огонь по нему японских крейсеров оказался неэффективным, дав всего два попадания.

«Ослябя» с первых минут боя получил тяжёлые по¬вреждения. Выпустив всего три снаряда, замолчала его носовая 10" башня. От попадания одного за другим двух тяжёлых снарядов оторвалась 178 мм броневая плита главного пояса, в носовой части левого борта по ватерлинии образовалась огромная пробоина, в которую хлынула вода.

Через 10 минут после начала стрельбы «Князь Суворов» также оказался под точным огнём противника, который вскоре вызвал потери в личном составе и многочисленные пожары.

Под градом снарядов «Князь Суворов» дважды подвернул на 2 румба вправо, это улучшило условия стрельбы, но не могло вывести голову эскадры из охвата. Японцы, потеряв русский флагманский корабль из-за дыма его пожаров, перенесли огонь на «Император Александр III», который получил несколько попаданий и тоже загорелся. В 14 час. 20 мин. из линии на короткое время вышел «Бородино», но огня не прекращал и, исправив повреждения рулевого привода, вернулся на свое место.

Вскоре после 14 час. 25 мин. «Князь Суворов» и «Ослябя» почти одновременно вышли из строя. Это привело к потере боевого управления главными силами эскадры: единственный оставшийся в строю броненосец под адмиральским флагом - «Император Николай I» - ока¬зался на седьмом месте в линии. Около 14 час. 50 мин. броненосец «Ослябя» погиб, перевернувшись на траверзе 3-го броненосного отряда.

На броненосце «Князь Суворов» разрывом снаряда перебило привод от штурвала в боевой рубке к рулевой машине. Получивший к этому времени не менее 30 попаданий, корабль с положенным на правый борт рулём описал полную циркуляцию, прорезал строй своих кораблей и склонился в сторону противника.

Командир «Императора Александра III» последовал было за ним, но, в соответствии с приказом командующего повёл эскадру, выводя её на прежний курс - норд-ост 23°.

Оказавшись под сосредоточенным огнём японцев, «Император Александр III» вскоре получил тяжёлые повреждения: близкие попадания двух или более крупных снарядов в левый борт носовой части образовали 6-метровую пробоину вблизи ватерлинии. С креном на левый борт и с пожаром на рострах «Император Александр III» в 14 час. 10 мин. вышел из строя.

На этом заканчивается первая фаза боя. В результате из строя вышли два эскадренных броненосца, третий получил тяжелейшие повреждения, но на время остался в строю. Далее эскадру ждала только героическая гибель. Но самое удивительное, что за оставшееся время дневного боя такого масштабного успеха японцы уже не смогли добиться.

Давайте попробуем разобраться в японском "чуде" которое произошло в Цусимском сражении. В начале рассмотрим наиболее популярные в литературе причины разгрома русской эскадры.

1. Русская эскадра состояла из разнотипных кораблей и была заведомо слабее японской эскадры.

Да, русская эскадра была разношерстной, но все-таки ее костяк состоял из четырех новейших броненосцев типа "Бородино", плюс броненосец "Ослябя". В наступательном плане русская эскадра была намного слабее. Задачи уничтожения японского флота перед такой разнотипной эскадрой, какой являлась на тот момент 2-я Тихоокеанская эскадра, ставить было бессмысленно. Однако, если брать за главную цель похода, которая появилась после падения Потр-Артура, прорыв русской эскадры во Владивосток, то следует учитывать и оборонительные возможности кораблей. А они были достаточно велики именно в составе единой эскадры. Но их надо было умело использовать за счет грамотного управления эскадрой в бою.

2. Экипажи русских кораблей были плохо обучены. В данном случае, следовало бы говорить об отсутствии боевого опыта и практических навыков. Все-таки, за время похода экипаж получил часть необходимой подготовки. В бой русские корабли вошли с исправленными машинами, и за время боя ни одной неполадки не было отмечено. По скорострельности, стрельбу русской эскадры также можно признать удовлетворительной. На некоторых кораблях эскадры скорострельность орудий приближалась к технически заявленным параметрам. Так что подготовку самого экипажа к бою следует признать удовлетворительной.

3. Японцы применили в бою фугасные снаряды снаряженные "шимозой". Вообще то, это было пожалуй единственное крупное морское сражение броненосных кораблей, где в качестве основного типа боезапаса одной из противоборствующих сторон использовались бы фугасные снаряды. И это не прихоть японского адмирала, а реальность действительности. У японцев, после напряженных боев с 1-й Тихоокеанской эскадрой и систематических обстрелов Порт-Артура, бронебойных снарядов просто не осталось. Ведь, как известно, каждый ствол орудий имеет свой ресурс. Для 305 мм пушек он составляет порядка 100 выстрелов, после этого ствол (позже лейнер ствола) заменяется. Соответственно и количество снарядов выпускается на каждый ствол определенное количество, в соответствии с принятыми нормами снабжения и с небольшим запасом. Для японских броненосцев в 1904 г на каждый ствол 12" артиллерии приходилось 55 бронебойных и 35 кованных фугасных. У японцев на каждый корабль был запасной комплект орудийных стволов, и соответственно они имели еще один боекомплект, из которого они и черпали для себя запас бронебойных снарядов. Однако, в Цусимском сражении картина меняется на противоположное.

Если в течении первых трех месяцев 1905 г. практически на всех кораблях японского флота происходит замена стволов, взамен расстрелянных (за исключением на "Фудзи"), то снарядить корабли боезапасом по нормам военного времени японцам нечем. Практически 50% бронебойных снарядов из запасного боекомплекта расстреляно, а из первого боекомплекта осталось значительное количество фугасных. Поэтому, японцами перед боем принимается на борт увеличенный боекомплект состоящий в основном из фугасных снарядов (30 бронебойных и 80 фугасных снарядов). Конечно, в этой ситуации адмирал Того понимает, что потопить русские корабли в артиллерийском бою ему будет сложнее. Можно предположить, что его целью было нанесение русскому флоту как можно больших повреждений, а уничтожение самих кораблей наверняка предполагалось массированными ночными атаками миноносцев. Однако, оказалось, что корабли "неумелого" противника можно топить и фугасными снарядами. Благодаря осколочному действию фугасных снарядов и особенно свойствам "шимозы" было нарушено управление как артиллерийским огнем, так и самими кораблями русских, вызваны многочисленные пожары, в большом количестве выводился из строя личный состав (особенно из прислуги орудий и аварийных партий), а также в сочетании с несовершенством боевых рубок русских кораблей, интенсивно выводился из строя командный состав.

Но для того, чтобы потопить фугасными снарядами русские броненосцы, японцам надо было добиться более высокого показателя попаданий.

4. Японцы стреляли более метко, чем русские. Да, японские комендоры в Цусимском сражении добились при меньшей скорострельности орудий огромного количества попаданий. Не уж-то японцы стали за несколько месяцев более меткими, чем они были во время сражения в Желтом море. Интенсивно учиться стрелять, во время перерыва между сражениями, у них просто не было ресурсов.

На коротких дистанциях, как показали крупные артиллерийские учения 12 апреля 1905 г., японские броненосцы при стрельбе по неподвижной мишени (скалистый остров) показали феноменальные результаты. Каждый броненосец выполнил из орудий главного калибра по 8 выстрелов. "Сикисима" добилась 6 попаданий, "Микаса" – 5, "Асахи" – 3 и "Фудзи" – 2. Результаты стрельбы из 6" пушек еще лучше. Но следует учитывать здесь два обстоятельства: цель неподвижная; стрельба проводится почти прямой наводкой (дистанция 12,5-15 кбт.). Через 10 дней "Сикисима" повторила стрельбу по острову, но уже с дистанции 29 кбт. Из 4-х выпущенных 305-мм снарядов не попал ни один. И это обратно по неподвижной мишени, но уже приходилось пользоваться приборами управления стрельбой, главным из которых был дальномер.

Здесь можно сделать вывод, стрельбой с помощью дальномеров японцы все-таки не владели в совершенстве. И основной принцип стрельбы в сражении, была стрельба с корректировкой огня по наблюдениям падения своих снарядов.

Второй принцип стрельбы, использованный японцами в сражении – сосредоточение огня по головному кораблю. Но как в этом случае вести корректировку огня, когда по одной цели стреляет сразу шесть кораблей. Вот для этого, по мнению автора и нужны были вышеупомянутые учения. На них отрабатывался принцип эскадренной стрельбы по одиночной цели. В этом случае ведется залповая стрельба и выдерживается промежуток времени как между залпами отдельных кораблей, так и между залпами орудий разных калибров. Это позволяет отслеживать падения снарядов каждого залпа и соответственно эффективно корректировать огонь. Ну, а так как дистанции боя были в пределах 20-30 кбт., то уже после 2-3 залпов наблюдается накрытие цели.

Но для достижения высокой меткости огня, надо было выполнить еще одно важнейшее условие успешности стрельбы - достичь относительной неподвижности цели. Японцам это условие удалось выполнить полностью. Во-первых, у них была более высокая эскадренная скорость, что позволяло выстраивать свои корабли наиболее оптимально относительно головного корабля русских (рис. 1). Во вторых, русская эскадра должна была двигаться без маневрирования, а еще более желательно, постепенно склоняясь вправо и двигаясь по пологой дуге.

Рис. 1. Бой главных сил 14 ч. 10-20 мин.

Японцы в своей эскадренной стрельбе при пассивном поведении русской эскадры достигли в начальной стадии боя просто "разгромного" успеха. Только "благодаря" тому, что японцы стреляли фугасными снарядами, русские броненосцы до своей гибели выдерживали до 100 попаданий.

5. Точность стрельбы кораблей русской эскадры была низкая.

Сразу следует оговориться, русские комендоры стреляли достаточно метко для той неблагоприятной боевой ситуации, которая сложилась во время боя. А именно, в первые минуты боя было полностью нарушено управление эскадрой и особенно артиллерийским огнем. И тем более навыки в эскадренной стрельбе на русской эскадре вообще отсутствовали.

Так, за время боя броненосец "Микаса" поразили более 40 снарядов: 10 - 305 мм, 22 – 152 мм и около 10 меньшего калибра. Ютландское сражение показало, что такого количества попаданий полубронебойных снарядов в корабли большего почти в полтора раза размера, приводило к их полной небоеспособности.

А дело все в низком качестве русских снарядов. Во-первых, для обеспечения дальности стрельбы они были облегчены за счет уменьшения содержания в них взрывчатых веществ.

Однако не это обстоятельство сыграло роковую роль в сражении. Так, уже в первые минуты боя броненосный крейсер "Асама" вышел из строя в результате полученных повреждений и смог вступить обратно в сражение после их исправлений только через 40 минут. Во-вторых, только 30 % крупнокалиберных снарядов взрывалось, попадая в цель. Это было связано с тем, что в русских снарядах в качестве взрывчатого вещества использовался влажный пироксилин. В результате длительного хранения снарядов в тропических условиях влажность пироксилина в районе взрывателя была больше нормы необходимой для нормальной детонации. Так что, русская эскадра шла в бой практически без вооружения.

Рассмотрев различные причины поражения русской эскадры в Цусимском сражении, все-таки можно выделить две основные, которые сыграли наиболее губительную роль:

1. Полная негодность русских снарядов;

2. Пассивное поведение русской эскадры – отсутствие активного маневрирования.

Можно ли было выиграть в этом сражении. Ответ однозначный – нет. Но вот не проиграть и выполнить свою задачу по прорыву во Владивосток, эскадра вполне могла, используя все свои оборонительные возможности (броня и маневр).

Рис. 2. Положение кораблей на 14 ч. 40 - 45 мин.

Главное, надо было лишить главного козыря японцев – сосредоточенной эскадренной стрельбы. А этого можно было достичь только благодаря активному маневрированию эскадрой. И этого, адмирал Того более всего опасался.

Так, приняв первоначальное движение сильно поврежденного в конце первой фазы боя «Александра III» за попытку прорыва на север под кормой отряда Камимуры, японский главнокомандующий по¬вернул свой отряд на 90° влево способом «все вдруг» (см. рис. 2). Не может адмирал Того позволить вести бой на встречных курсах. Он понимает, что в этом случае он сразу лишается преимущества сосредоточенного огня, и точность стрельбы его кораблей так же сильно падает. Ну, а как следствие более низкого огневого воздействия на русские корабли, эффективность их стрельбы сразу же возрастет. Кроме того, в бой в этом случае вступают все корабли русской эскадры.

Японский адмирал это понимает. Для этого он совершает опаснейший маневр - поворачивает последовательно свои боевые отряды в сторону русских, чтобы вести бой на параллельных курсах (рис.3).

Рис. 3. Начало Цусимского сражения.

Он надеется, что Рожественский останется на своем курсе хотя бы полчаса, а там уже и эскадрой управлять будет некому.

А вот единственным шансом, выполнить свою задачу у русского командующего, было благодаря маневру вести бой на контр курсах на средних дистанциях. Для этого у него представился прекрасный шанс на поворот Того ответить отворотом всей эскадрой влево (см. рис. 3). Конечно, предполагать, что было бы дальше, нет смысла. Однако, активный маневр русской эскадры мог позволить ей выполнить поставленную перед ней задачу – прорыв во Владивосток.

Вот так, один человек может своим бездействием как на посту начальника главного морского штаба (должен был обеспечить эскадру боеспособными снарядами), а потом на посту командующего эскадрой (должен был разработать хотя бы план будущего сражения и управлять эскадрой в бою) поставил на гибель всю эскадру и тысячи жизней русских моряков.

Литература

1. Крестьянинов В.Я. Цусимское сражение 14-15 мая 1905 г., -СПб., "Галея Принт", 1998.
2. Балакин С.А. "Микаса" и другие. Японские броненосцы 1987-1905// "Морская коллекция" №8, 2004.
3. Грибовский В.Ю. Российский флот тихого океана 1898-1905. История создания и гибели.- Москва, 2000.
4. Костенко В.П. На "Орле" в Цусиме. – Л: Судостроение, 1968.
5. Кузин В.П. Синдром Цусимы. – СПб.: Цитадель, 1995.
6. Никольски А.В. Цусима: легенды и действительность// "История корабля" №1 2004, с. 36-53, №2 2004, с. 58-64



Hosted by uCoz