МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ИЛИ СТАЖИРОВКА НА СЕВЕРНОМ ФЛОТЕ (1956-1957).
БУХТА ЯГЕЛЬНАЯ
Гаджиево – Мурманск-130 – Скалистый
Координаты: Ш=69гр.15мин. сев.
Д=33гр.19мин. вост.
Давно, давно на Крайнем Севере
Бухта, сопки, отвесные скалы,
Лишь стоянка для корабля.
Неприветливо нас встречала
Заполярная Сайды Земля!
Но приказа строка обязательна!
Не давала нам отступать,
Новая база – бухта Ягельная!
И точные данные координат.
Н.А.ЛУНИН
С сентября 1956 г. по март 1957 г. я проходил стажировку после окончания училища на Северном Флоте, 22 ОБПЛ СФ, губа Ягельная, на ПЛ «С-325» проекта 613. В этот период в губе Ягельная ничего не было. На якоре(или на бочке) стояла плавбаза «Аят» – Германского производства, а по бортам пришвартованы по три подлодки 613 проекта. Оснащена ПБ «Аят» была хорошо: отдельные каюты для офицерского состава, кубрики для л.с., душевые и другое.
Штаб бригады распологался на ПБ «Аят»:
1. Командир бригады-Герой Советского Союза, капитан 1 ранга Лунин Николай Александрович(1956-1957г.г.), капитан 1 ранга Глоба Яков Николаевич(1957-1962г.г.)
2. Начальник штаба бригады капитан 1 ранга Жуйко Иван (1956-…)
3. Фламанский механик инженер капитан-лейтенант Кульницкий Эммануил (1956-1957г.г.).
Экипаж ПЛ «С-325»:
1. Командир ПЛ капитан 2 ранга …
2. Старший помощник к-ра капитан-лейтенант Столов Арий А.(1956-1958г.г.).
3. Помощник к-ра старший л-т Силин Д.(1956-1958г.г.)
4. Командир БЧ-1-4 старший л-т Поплаухин Анатолий (1956-1958г.г.)
5. Командир группы БЧ-1-4 лейтенант Соковой Константин(1956-1958г.г.)
6. Командир БЧ-2-3 лейтенант Петрушихин Борис (1957 –1960г.г.)
7. Командир БЧ-5 инженер ст. лейтенант Извеков Михаил (1956-1958г.г.)
8. Командир гр. движения инж.-лейтенант Темников (1956-1958г.г.)
Команда ПЛ «С-325» была сформирована на ТОФе. Приняла лодку в г. Сормово, а ходовые испытания проводила на сдаточной базе в Баку. На Каспий и обратно ПЛ «С-325» буксировалась в плавучем доке, прикрытая сверху тентом. Иногда буксир уходил на бункеровку, а док с лодкой причаливал к берегу. Офицеры и матросы тоже часто шли по берегу параллельно буксиру, как «Бурлаки на Волге», но только не тащили «субмарину» волоком… Затем Мариниенской системой и через Беломоро-Балтийский канал лодка прибыла в Беломорск на Белом море. Здесь лодка всплывала из плавучего дока и своим ходом в надводном положении переходила к конечному пункту базирования в губу Ягельная. Вот такие воспоминания остались у членов экипажа ПЛ «С-325». Дело в том , что два офицера были моими друьями по совместной учебе в РВВМУ подводного плавания, и часто делились своими воспоминаниями.
На берегу губы Ягельная военными строителями(стройбатом) постепенно началось строительство, установка плавпирса, появилась финская плавказарма.
На первых шести лодках имелось артиллерийское вооружение. Спаренные автоматы распологались на носовой надстройке боевой рубки. Рядом располагались кранцы боеприпасов. (А некоторые ПЛ 613 пр. других бригад и других заводов позади боевой рубки имели 75-мм пушки и артиллерийские площадки). До Нового 1957 года с первых шести лодок на СРЗ-35 в пос. Роста(Мурманск-17) артвооружение было снято и рубка приобрела другую форму. Последующие ПЛ Сормовского завода приходили в бригаду уже без артвооружения.
Остановлюсь на одном проишествии(столкновении) двух ПЛ бригады, которое произошло в Мотовском заливе, в полигонах БП. Комбригом уже был капитан 1 ранга Глоба Я.Н. Так вот в один из дней января в полигонах БП работали лодки 22 ОБПЛ. Причем полигоны располагались рядом.
На одной из лодок был комбриг кап.1 ранга Глоба Я.Н. и Ф-5 инж.кап-лейтенант Кульницкий Э., на другой НШ бригады кап.1ранга Жуйко И. и пом. Ф-5 кап-лейтенант(фамилию не помню). Лодка, где находился НШ и пом. Ф-5 шла в надводном положении, а другая ПЛ всплывала под перископ.
Короче НШ « завалил комбрига-столкновение»! Лодка аварийно всплыла с погнутым перископом и другими выдвижными устройствами. Лодки срочно отправили в ремонт на СРЗ-35 в Росту. Чем эта история закончилась не знаю. Вот такие впечатления остались в моей памяти.
В дальнейшем, уже в 60-е годы, где-то в 1963 или в 1964 годах 22 ОБПЛ была перебазирована в губу Оленья и ряд офицеров жили даже в одном доме и дружили семьями.
Командирами ПЛ были(1956-1957г.г.):
«С-296» кап.3 ранга Соловьев А.И
«С-… кап.3 ранга Ивлиев В.А.
«С-… кап.3 ранга Каймак Г.Н.
«С-325» кап. 2 ранга…
ГОРОД СКАЛИСТЫЙ.
До 1967 года, будучи поселком, город Скалистый именовался Ягельной Губой. Впервые в списках населенных пунктов Мурманской области данный поселок упоминается 15 мая 1957 года.
16 октября 1967 года получил название Гаджиево, в память о Герое Советского Союза капитане 2 ранга Магомете Имадутиновиче Гаджиеве, погибшем 12 мая 1942 года в бою на подводной лодке "К-23".
14 сентября 1981 года рабочий поселок Гаджиево по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР получил статус города закрытого типа с новым названием Скалистый, но в открытой переписке он именовался Мурманск-130.
По распоряжению Правительства РФ № 3-р 16 января 1994 года название Скалистый стало официальным. В 1999 году город Скалистый был переименован в Гаджиево.
11 мая 1995 года администрация закрытого административно-территориального образования ЗАТО Скалистый утвердила герб своего города, о чем газета "Мурманский вестник" сообщала 22 июля 1995 года.
Первый вариант герба закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) города Скалистого утвержден в апреле 1995 года. Позже Ю.Рубцов разработал второй вариант.
В мае 1995 года после согласования с трудовыми коллективами и членами Коллегии администрации проект Ю.Рубцова был утвержден постановлением № 223. Герб г.Скалистый имеет следующее описание:
"Щит пересеченный. В верхнем лазуревом поле три черные сопки с серебряными вершинами, над ними золотое северное сияние. В нижнем серебряном поле силуэт черной подводной лодки. Щит увенчан червленой стенчатой короной с тремя зубцами. За щитом два золотых накрест положенных якоря, перевитых красной (Александровской) лентой с надписью внизу: СКАЛИСТЫЙ".
По объяснению автора герба символика герба отражает следующее: сопки - название города, а их заснеженные вершины и северное сияние - местонахождение города в Заполярье. Силуэт подводной лодки говорит о преобладающей профессии жителей города - военных моряках. Серебряное поле символизирует плавание моряков в арктических широтах. Червленая корона с тремя зубцами, якоря и Александровская лента означают статус приморского города.
ОЛЕНЬЯ ГУБА В 1960-1966 ГОДЫ.
В Оленьей губе с 1959 по 1966 годы базировались:
1. 140 ОБПЛ СФ(16 ДиПЛ СФ)- проекта АВ611, проекта 629.
2. 25 БПЛ СФ – проекта 644-(с 1961 года по 1966 год.)
3. 22 ОБПЛ СФ – проекта 613(с 1964 по 1966 и далее).
До апреля 1966 года никаких других соединений в Оленьей губе больше не было.
Немного остановлюсь на описании, как говорится пейзажа, Оленьей губы. Лодки 16 ДиПЛ в основном стояли у трех плавпирсах, в заливчике сразу за входными бонами, примерно напротив бухты Незаметная.
Лодки 22-й и 25-й бригад стояли западнее контрольного причала около 4-го и 5-го плавпирса, ближе к губе Кутовая. Там были расположены и финские плавказармы, на которых размещались штабы бригад и экипажи лодок.
В состав 16 ДиПЛ входила ПБ «Вытегра», которая как правило стояла около третьего пирса, ближе к скале. На берегу, где стояли лодки 16 дивизии, распологался торпедный комплекс и кое-какие строения.
Береговая база, штаб бригады и казармы располагались в глубине этого «материка». Имелись две казармы для экипажей, лазарет, общежитие для холостых офицеров, старая столовая и т.п.
В 1963 году была построена новая казарма на десять экипажей, новая столовая, стадион, баня и прачечная.
В 1964 году появилась и школа, куда и я определил свою дочь в 1-й класс. До этого все школьники, каждое утро, ходили на занятие в г. Полярный на катере. Старую столовую отдали береговой базе под ее нужды.
С 1966 года началось интенсивное строительство завода, как нам казалось, далеко в тундре. Но оно нас на прямую не коснулось. На этот период в Оленьей губе было шесть домов со всеми удобствами, а шестой имел и горячую воду. В этих домах жили офицеры и сверхсрочники всех трех соединений. Имелось несколько финских домиков, почта, магазин и комендатура. Для того времени условия жизни были хорошие.
ПОСЕЛОК ГУБА ОЛЕНЬЯ.
Гербовая эмблема поселка Оленья Губа утверждена "Положением о символике ЗАТО Скалистый", принятым Советом депутатов ЗАТО Скалистый 15 мая 2003 года.
Щит разделен на четыре части. В верхней части три черных сопки с серебряными вершинами в синем поле, над ними золотое северное сияние.
Под сопками в серебряном поле силуэт черной подводной лодки. В нижней части в серебряном поле силуэт надводного военного корабля.
В левой части в серебряном поле силуэт двух ракет, в правой части в серебряном поле изображение мирного атома. За щитом два золотых накрест положенных якоря, перевитых красной Александровской лентой с надписью внизу: "Оленья губа".
Символика
Сопки, их заснеженные вершины и северное сияние отражают местоположение населенного пункта в Заполярье. Силуэты подводной лодки, надводного военного корабля, ракет и символ мирного атома говорят о профессии жителей населенного пункта - военных моряков, ракетчиков. Серебряное поле символизирует плавание моряков в арктических широтах. Александровская лента означает статус приморского населенного пункта.
Сергей Быстров
Мне снился флотский экипаж,
Оленья*, дальние походы. -
Из памяти не стёрли годы
Ни контур лодки, ни пейзаж
Родного Северного края,
Ни беснования морей…
Проснулся . . .
Счастлив, вспоминая
Всех сослуживцев и друзей.
Оленья Губа, Мурманская обл.
|