ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ СОВЕТСКИЙ ПОДВОДНИК
Рижское ВВМУ подводного плавания

(1951-1960)


Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер Обо мне. Баннер Ссылки. Баннер Фотоалбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая



РПЛ СН К-79

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА РПЛСН «Б-41», «К – 79», «Б-79» 16 ДиПЛ КСФ.

1958 год 17 февраля заложена в цехе №50 на заводе №402 в городе Северодвинске, заводской номер – 803, как большая ракетная подводная лодка 629 проекта.
Тактический номер «Б-41»(с 1960 г. «К-79», и с 1979 года «Б-79» на БФ.
В феврале 1959 года был сформирован экипаж. До марта 1959 года занимался изучением техдокументации ПЛ в губе Оленья.
В апреле 1959 года экипаж убыл в г. Северодвинск.
1959 год 16 июня спущена на воду. Октябрь, ноябрь 1959 года сдаточные, заводские, швартовые и ходовые испытания в полигонах Белого моря.
1959 год 30 ноября подписан приемный акт.

Первый командир ПЛ капитан 2 ранга Спиридонов Эмиль Николаевич.
Спиридонов

Первый командир БЧ-2 капитан-лейтенант Титов Юрий Иванович.

Титов

В конце ноября 1959 года ПЛ «Б-41» первой из лодок этого проекта под командованием командира ПЛ капитана 2 ранга Спиридонова Эмиля Николаевича прибыла в губу Оленья и вошла в состав 140 ОБПЛ СФ на постоянное место базирования.
В ЦП(трюме) между ЦП и 4-м отсеком заварена закладная доска: ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «Б –41». 1959 год, г. Северодвинск

РПЛ «Б-41» с 1960г. ПЛ «К-79»:-войсковая часть 72042
(1959-1966г.г.)


Командир ПЛ: капитан 2 ранга Спиридонов Эмиль Николаевич (1959-1961г.г.),

”Спиридонов
Капитан 2 ранга Зотов Василий (1961-1964г.г.),
”Зотов
Капитан 2 ранга Малышевский Геннадий Андреевич (1964-1967г.г.).
”Малышевский"

Старпом: Капитан 3 ранга Выходец Марк Александрович (1959-1961г.г.),
”Выходец


Капитан 3 ранга Сорокин Марат Андреевич (1961-1962г.г.),
Капитан 2 ранга Майоров Олег Владимирович (1962-1966г.г.).

Помощник командира ПЛ капитан-лейтенант Зотов Виктор Григорьевич (1960-1960г.г.),
Зотов

Помощник командира ПЛ старший лейтенант Коваль Владимир (1960-1964г.г.),
Помощник командира ПЛ капитан 3 ранга Поздняков Борис Михайлович (1964-1966г.г.).
Зам. командира ПЛ по политчасти: капитан 3 ранга Луцик Эдуард (1959-1960г.г.), Капитан 2 ранга Катаев Юрий Иванович (1960-1962г.г.), Капитан-лейтенант Зимин Эдуард (1962-1964г.г.), Капитан-лейтенант Уткин (1964-1965г.г.), Капитан 3 ранга Муравьев (1965-1967г.г.).

Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Зотов Виктор Григорьевич (1958-1959г.г.),
Зотов

Командир БЧ-1 капитан 3 ранга Селин Владимир Терентьевич (1960-1965г.г.),
Селин

Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Хлыпало Юрий Григорьевич (1965-1967г.г.).
Командир ЭНГ: Старший лейтенант Митрофанов Леонид Александрович (1959-1962г.г.), Старший лейтенант Хлыпало Юрий Григорьевич (1962-1965г.г.)
Командир БЧ-2: Капитан-лейтенант Титов Юрий Иванович (1959-1961г.г.),
Старший лейтенант Висков Виктор Тимофеевич (1961-1963г.г.),
Капитан-лейтенант Ершов Николай (1963-1966г.г.).
Командир группы старта БЧ-2:
Старший лейтенант Архипов Владимир (1959-1960г.г.),
Лейтенант Иконников (1961-1962г.г.),
Лейтенант Кузнецов Виталий (1962-1964г.г.)
Командир БЧ-3 старший лейтенант Коваль Владимир (1959-1960г.г.),

Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Щелкунов Александр Александрович (1961-1965г.г.).

Щелкунов

Командир БЧ-3 капитан-лейтенант (1965-1967г.г.).
БЧ-3
Командир БЧ-3 РПЛ "К-79", капитан 3 ранга ... и его команда, г. Оленья,1966 г.

Командир БЧ-4-РТС лейтенант Ковалев Валентин (1959-1961г.г.),
Командир БЧ-4-РТС лейтенант Кузьмин Евгений Васильевич (1961-1965г.г.).
Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Станишевский (1959-1960г.г.), инженер-старший лейтенант Цыпнятов Борис Иванович (1960-1966г.г.).
Начальник службы М капитан м.с. Царев Виктор (1960-1962г.г.),
лейтенант м.с. Шинкаренко Борис(1962-1963г.г.), br майор м.с. Лепехин Владимир (1963-1966г.г.).
K-79
ПЛ «К-79» на рейде губы Оленья, 1966 год.

За период с 1960 года по 1962 год совершила два автономных похода в Северную Атлантику в район Канарских островов и к берегам Соединенных Штатов в район острова Нью-Фаундленд.
Участвовала в учениях Северного Флота «Метеор» – 1960 год, в учении «Полярный круг» – 1961 год.
В течении 5 месяцев отрабатывали курсовые задачи номер 1-4, провели ракетную стрельбу от мыса Святой Нос по боевому полю «Чиж». Ракета попала точно в цель.

В июле 1960 года начались учения Северного Флота в Атлантике - «Метеор» Была задействована и РПЛ «К-79». Маршрут пролегал: Баренцево море, Норвежское море , Фарерские острова , Северная Атлантика и мимо Ирландии, прошли Ла-манш, прошли Бискайский залив.

Вдоль берегов Испании и Португалии , оставили Гиблартарский пролив на левом траверзе, спустились к островам Мадейра и Канарским. Здесь в течение 2 суток вели наблюдение, провели «Предстартовую подготовку»… и условно произвели старт одной ракетой по намеченной цели.

Уклонившись от «условного противника» на глубину и оторвавшись от него, развернулись на Север взяли курс на базу.В этом походе произошел несчастный случай. Мы потеряли старшину команды рулевых-сигнальщиков (боцмана- старшину 1 статьи Емельянова).

Был сильный шторм. Мостик лодки заливало волной. Командир ПЛ, вахтенный офицер и сигальщик(боцман) были одеты по штормовому. Эта трагедия произошла на траверзе мыса Ахилл (Ирландия).

Командир ПЛ капитан 2 ранга Спиридонов Э.Н. и боцман (старшина 1 статьи Емельянов) сменившись с вахты пошли в надстройку закрывать дверь, где выбило волной запор. Нахлынувшая волна выбросила в открытую дверь старшину за борт, а командир ПЛ успел удержатся. Сыграли тревогу «Человек за бортом». Остановили дизели, начали маневрирование по спасению человека за бортом. Отвалили носовые горизонтальные рули.

Командир БЧ-2 капитан-лейтенант Титов Ю.И. был готов прыгать за старшиной, но командир ПЛ не разрешил. Так, на глазах всей вахты, старшина 1 статьи Емельянов утонул. Он не мог плавать и кроме того был одет в противохимический комплект и очевидно при падении за борт получил удар о корпус лодки. Дали радио Комфлоту…и получили шифрограмму: «Всем командирам ПЛ ПЛ в море усилить бдительность и т.д.». Прошли Фарерский рубеж ПЛО, и где-то на границе Норвежского и Баренцево морей, на траверзе мыса Нордкап лодка по недосмотру трюмных машинистов провалилась на 200 метров.Включили эхолот, он показал , что под килем лодки 40 метров. Еще немного и лодка бы ударилась о грунт. Но командир ПЛ и вахтенный механик ходом и горизонтальными рулями вывели лодку на нужную глубину. А главное в этом эпизоде было то, что штурманский гиропост залило забортной водой на полметра. Штурманские электрики остановили носовой гирокомпас и другие электронавигационные приборы. В это время в гиропосту находился командир ЭНГ лейтенант Митрофанов Л.А.(он перенес операцию аппендецита и сделал ее наш доктор капитан м.с. Царев В.).Переключили принимающие курсоуказания на кормовой гирокомпас. Лодка снова была управляема. Но навигационный комплекс «Плутон-629», гироазимут и другие приборы для ракетной стрельбы были залиты соленой забортной водой. Командир БЧ-2 капитан-лейтенант Титов Ю.И. сразу бросился к командиру ПЛ: «Стрелять нельзя. Штурманская техника вышла из строя…». Штурмана разобрались с ситуацией и доложили командиру ПЛ, что стрелять можно. Это была вторая в 1960 году ракетная стрельба лодки по боевому полю «Чиж» . Но так как ракетчикам для успешной стрельбы необходимо точно знать координаты точки прицеливания и точное место старта ракеты, командир БЧ-1 дал гарантию точно вывести ПЛ в точку старта. К этому времени л.с. БЧ-1 привел технику в рабочее состояние. До старта оставалось 5-7 дней. Был конец августа, определться по солнцу и звездам было трудно, вся надежда оставалась на секторные радиомаяки ВРМ-5(Рыбачий, Цып-Наволок, Святой Нос, Панкратьев). Подошли к Новой Земле и повернули в сторону условного противолодочного рубежа, который лодка должа преодолеть и произвести старт. И в очередной раз штурмана на подвели. Когда преодолели рубеж ПЛО доложили командиру ПЛ, что пришли в точку встречи(рандеву). Осмотрели в перископ горизонт, и вот оно штуманская радость, рядом лежал в дрейфе спасатель СС-130 (на нем был руководитель ракетной стрельбы, адмирал Хомчик С.С. Всплыли с включенными ходовыми огнями для того, чтобы спасатель понял, что это ПЛ «К-79», такая была договоренность. Обменялись позывными и опознавательными с спасателем «СС-130». Запросили наши координаты и нам дали «Добро» на переход в точку старта. К точке старта подошли около 10 утра, потом лежали 2 часа на боевом курсе. Вдоль северной оконечности полуострова Канин Нос начали входить в Чешскую губу. В Чешской губе сильные течения, место определить очень трудно, ориентиров на берегу не видно, дымка, берег пологий, лодка в этом районе впервые, а стрелять-то надо, уже лежим на боевом курсе. Ракета готова к старту, идем под перископом, а в него ничего не видно!

Руководитель стрельбы вновь запросил координаты…, и вот оно штурманское счастье: нам разрешили старт! Всплыли в позиционное положение, открыли крышку шахты и произвели старт одной ракетой по боевому полю «Чиж». После пуска ракеты погрузились и начали послестартовое маневрирование.

Через час получили радио от руководителя стрельб: «ракета попала в цель и поздравление с успешной стрельбой». В честь успешного старта и окончания дальнего похода был устроен ужин, где вместо положенных 50 грамм вина было приказано выдать по 100 грамм.

С мостика поступила команда: «Штурману! Проложить курс в базу!». Легли на курс 0 градусов, чтобы выйти из Чешской губы и обогнув полуостров Канин Нос проложить курс в базу. Через два дня лодку торжественно всречали в родной гавани (губа Оленья) руководство 140 ОБПЛ в лице адмирала Хомчика С.С. и его штаба.

Так закончился первый дальний поход ракетной подводной лодки 629 проекта «К-79» в 1960 году.

Экипаж ПЛ «К-79» в этом походе:

Командир ПЛ капитан 2 ранга Спиридонов Э.Н.,
СПК капитан 3 ранга Степочкин С.С.(прикомандирован на поход),
ПК капитан-лейтенант Зотов В.Г.,
командир БЧ-1 старший лейтенант Селин В.Т.,
командир ЭНГ лейтенант Митрофанов Л.А., командир ЭНГ лейтенант Хренов Е.В.(прикомандирован на поход),
ЗКП капитан 2 ранга Катаев Ю.И.,
командир БЧ-2 капитан-лейтенант Титов Ю.И.,
командир БЧ-3 старший лейтенант Коваль В.,
командир БЧ-4-РТС старший лейтенант Ковалев В.,
командир БЧ-5 инженер- старший лейтенант Цыпнятов Б.И.,
командир группы движения инженер-старший лейтенант Соколов А.,
началник службы М капитан м.с. Царев В.,
второй командир ПЛ- капитан 3 ранга Шейченко А.А. – командир «К-36»(прикомандирован на поход).

1961 год начался с ухода командира Спиридонова Э.Н. на повышение и назначение нового командира ПЛ капитана 3 ранга Зотова Василия.
Помощник комндира ПЛ Зотов Виктор Григорьевич перешел старпомом на ПЛ «К-72», помощником стал старший лейтенант Коваль В., был назначен новый командир БЧ-2 старший лейтенант Висков В.Т., новый командир БЧ-3 капитан-лейтенант Щелкунов А.А., назначен командир группы БЧ-2 лейтенант Иконников.
Старпом капитан 3 ранга Выходец М.А.(он в первом походе не участвовал: находился в госпитале) был назначен старшим офицером по боевой подготовке в губу Ягельная на эскадру.
Новым старпомом был назначен капитан 3 ранга Сорокин М.А., и новым командиром БЧ-4-РТС инженер - лейтенант Кузьмин Е.В.
Вот так обновился командный состав ПЛ. Начали отработку задач с новым командиром. К лету все задачи выполнили с оценкой «хорошо» и подтвердили первую линию проведя торпедные и ракетные стрельбы.

Летом 1961 года проводились очередные учения Северного Флота под кодовым названием «Полярный круг».Нас снова загнали в Северную Атлантику с новым командиром ПЛ капитаном 3 ранга Зотовым В.
На борту находился зам.комдива 16 ДиПЛ СФ (к этому времени 140 ОБПЛ СФ была преобразована в дивизию) капитан 1 ранга Горонцов В.В., он обеспечивал нас, так как лодкой командовал новый командир пришедший в другого проекта и в связи со сменой половины офицерского состава ПЛ.
Поход продолжался около 35 суток. Патрулирование вели в районе Нью-Фаундленда ( примерно там, где утонул «Титаник »). Дня за 4-5 до «условного» старта ракетами случился курьез, если можно так сказать. Из строя вышел длинноволновый передатчик «Р-641» и мы потеряли связь с базой (Москвой и Североморском).
Все эти дни были без связи. Мы берег слышим, нас нет. Нам дали команду с берега связаться с нашими лодками, находящимися в этом районе на средних волнах или УКВ, но, увы ! В океане почти никогда вахту на этих волнах не несут. Все наши попытки были напрасны.
ПЛ произвела старт по «главному империалисту» и находилась у берегов Исландии, когда починили передатчик.
Дали радиограмму в Москву и тут же получили ответ: «Следовать в базу» и передподчинили на Североморск.
Далее поход проходил нормально, но перед входом в Кольский залив вышло из строя гидравлическое управление вертикалным рулем. Швартовались электрическим управлением руля.

По приходе в губу Оленья нас торжественно встречали, играл оркестр. Швартовались к плавбазе «Вытегра», на мостике которой был комдив адмирал Хомчик С.С. Еще не успели как следует закрепить швартовы адмирал обращаясь к командиру и замкомдиву сказал: « А я уже на Вас всех похоронки заготовил…», это за те дни, когда не было радиосвязи с базой.
Вот так и закончился второй дальний поход подводной лодки «К-79» в 1961 году.
Команда ПЛ

Команда ПЛ К-79, 1961 год, губа Оленья.
Первый ряд:...мичман Товстопят М., командир БЧ-1 капитан-лейтенант Селин В.Т.,командир группы старта лейтенант Иконников
Второй ряд стоят:Командир ЭНГ лейтенант Митрофанов Л.А., группа матросов, командир ПЛ капитан 3 ранга Зотов Василий, группа матросов.

Офицеры ПЛ
Слева-направо:Командир БЧ-4-РТС Кузьмин Е.В., мичман Березин, командир БЧ-2 Ершов Н., командир БЧ-5 Цыпнятов Б.И.,
командир ГУ БЧ-2 Кузнецов В., командир ПЛ Малышевский Г.А., РПЛ "К-79", г. Оленья,1966 г.


За хорошее навигационное обеспечение плавания и успешное осуществление пусков ракет Р-11 ФМ в 1960-1961 году Указом Президиума ВС СССР от 23 февраля 1962 года командир БЧ-1 подводной лодки «К-79» капитан-лейтенант Селин В.Т. был награжден медалью «За боевые заслуги».
Удостоверение к медали Е 937162 от 23.02.1962 года.
”ЗБЗ"

В декабре 1961 года лодка ушла в средний ремонт и модернизацию в г. Северодвинск (переоборудование ракетных столов под ракету Р-13), замена аккумуляторных батарей и провели в г. Северодвинске весь 1962 год.

Октябрь-ноябрь 1962 года швартовые, ходовые и сдаточные испытания в полигонах Белого моря. Запуск ракеты Р-13 в районе Соловецких островов по боевому полю «Чиж». В начале декабря 1962 года вернулись в Оленью губу.
1963 год отрабатывали задачи БП и работали по плану. С сентября по декабрь 1963 года ПЛ находилась в дежурстве по Советскому Союзу( Боевая служба). Стояли у отдельного причала в полной готовности к выходу и полном боекомплекте ( одна ракета с АЭС БЗО) в губе Сайда.

1964 год совершила сравнительно небольшой поход к островам Шпицбергена и в Гренландское море под командованием нового командира ПЛ капитана 2 ранга Малышевского Г.А.
Поход продолжался 29 суток.
На обратном пути около островов Земля Франца Иосифа РПЛ «К-79» испытывала эхоледомер ЭЛ-1. В течение 20 часов лодка находилась подо льдами, делая замеры толщины льда на различных глубинах. Результат был положительный. Отчет о проделанной работе был представлн в Гидрографическое Управление Северного Флота.

1965 год лето замена аккумуляторной батареи в губе Оленья у 6-го плавпирса.
1963-1965 г.г. РПЛ «К-79» каждый год подтверждала 1-ю линию, сдавала задачи 1-4 согласно плана боевой подготовки.
Парад
Строевые занятия экипажа К-79, г. Оленья,1966 г.

Парад
Строевые занятия экипажа К-79, г. Оленья,1966 г.

Экипаж
Экипаж РПЛ "К-79", г. Оленья,1966 г.

Лыжники
Лыжники РПЛ "К-79", г. Оленья,1966 г.


Смотреть фотографии далее...»

Админ сайта выражает благодарность старшине 1 статьи Гузеву Диме за предоставленные фотографии о РПЛ "К-79".


Вот такие данные и сведения о дальних походах сохранились у автора этих строк за период службы с 1960 по апрель 1966 года.
В 1967-1968 г.г.прошла переоборудование под проект 629а.
1967 год 8 августа начало переоборудования.
1968 год 18 декабря окончание переоборудования.
1968 год 30 декабря подписан акт приемки. Тактический номер «К-79», командир ПЛ капитан 2 ранга Шаповалов Л.
25.09–03.12.69 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
02.06–24.10.70 г. боевое дежурство в г. Ара.
25.10.70–02.01.71 боевая служба в западной части Атлантического океана.
14.08–29.10.73 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
1969 год 30 января директивой ГШ ВМФ СССР 16 ДиПЛ КСФ была переподчинена и вошла в состав 3-й Флотилии КСФ.

На отстое
Лиепая, К-79, третий корпус слева.

Офицеры «Б-79» в четвертом отсеке в период боевой службы в Балтийском море, (слева направо первый ряд, затем второй): КБЧ-4 ст. л-т Дверцов В.В., командир кап. 1 ранга Головченко А.Я., КБЧ-1 кап. л-т Михнев С., КБЧ-5 кап. л-т Попов Н., ЗКПЧ (?), КБЧ-3 (?), КМГ (?), НМС Тонкошкур А., СПК Федоров А., примерно 1986 год; фотографию предоставил В. Дверцов.

1976 год 23 июля директивой ГШ ВМФ СССР 16 ДиПЛ была переведена в состав Балтийского Флота с подчинением 14 ЭПЛ с дислокацией на ВМБ Лиепая(Либава). 11 ноября 1976 года РПЛСН «К-79» прибыла в Лиепаю, где ей был присвоен новый тактический номер «Б-79».
10.11.1976 г. по мере устаревания переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая).
07.1977 г. переведена в подкласс больших ПЛ с БР, переименована в «Б-79».
02.09–28.10.77 г. боевая служба в Балтийском море.
05.04–03.06.78 г. боевая служба в Балтийском море.
06.04–04.06.79 г. боевая служба в Балтийском море.
11.02–21.03.80 г. боевая служба в Балтийском море.
07.03–05.05.81 г. боевая служба в Балтийском море.
01.09.1989 г. выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).

К-79
Лиепая, Б-79 у причала, 1982 г.
Офицеры
На боевой службе, Балтика, 1986 год.

Офицерский состав ПЛ "Б-79" 629а проекта, 1986г.


1. Командир ПЛ капитан 1 ранга Головченко Алексей Яковлевич.
2. Старший помощник командира капитан 3 ранга Федоров Андрей Васильевич
3. Зам. к-ра по п.ч. капитан 2 ранга Баранов Константин Сергеевич (но на эту боевую службу он с нами не ходил, по какой причине не помню).
4. Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Мехнев Сергей
5. Командир БЧ-2 капитан 3 ранга Кирьянов Алексей Михайлович
6. Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Есботаев Александр Бейсенович.
7. Командир БЧ-4-РТС капитан-лейтенант Дверцов Виталий Витальевич
8. Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Попов Николай Викторович
9. Начальник мед.службы капитан м.с. Тонкошнур Александр

На фотографии (слева-направо):

Стоят:

1) приписной замполит, к сожалению, ФИО не помню
2) Александр Есботаев
3) ком-р группы движения ?
4) Александр Тонкошкур
5) Андрей Федоров

Сидят:

6) Виталий Дверцов
7) Алексей Яковлевич Головченко
8) Сергей Мехнев
9) Николай Попов

Уточненные данные любезно представил
Доктор военных наук
Капитан 1 ранга в запасе А.Есботаев


Смотреть фотографии далее...»

1 сентября 1989 года расформирован экипаж, РПЛ «Б-79» выведена из состава БФ и списана в ОФИ.
1 октября 1990 года 16 ДиПЛ преобразована в 58 БПЛ.
1 октября 1993 года расформирована 58 БПЛ.



Hosted by uCoz