Командир ПЛ капитан 2 ранга Швецов Геннадий Никитович (1957-1959г.г.),
капитан 3 ранга Степанов Юрий Васильевич (1959-1963г.г.).
Старпом капитан-лейтенант Степанов Юрий Васильевич (1957-1959г.г.),
капитан-лейтенант Петров Борис Иванович (1959-1961г.г.).
Помощник командира ПЛ старший лейтенант Петров Борис Иванович (1957-1959г.г.).
Зам. командира по п.ч. капитан 3 ранга Скоробагатов Николай Андреевич (1958-1960г.г.).
Командир БЧ-1 старший лейтенант Веселов Юрий Петрович (1957-1959г.г.),
капитан-лейтенант Васильев (1959г.-…).
Командир рулевой группы БЧ-1 старший лейтенант Селин Владимир Терентьевич (1958-1959г.г.).
Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Вылегжанин Владимир Александрович (1957-1959г.г.)
Командир группы БЧ-3 лейтенант Ильин Владимир Данилович (1957-1960г.г.).
Командир БЧ-4-РТС инженер-старший лейтенант Боровков Владимир (1957-1960г.г.).
Командир БЧ-5 инженер-капитан 3 ранга Захаров Виталий (1958-1961г.г.).
Командир моторной группы БЧ-5 инженер-старший лейтенант Звегинцев Николай Григорьевич
(1958-1961).
Начальник сл. М капитан мед. Службы Дошин Евгений (1958-1960г.г.).
1956 год 15 июля заложена в цехе № 50 в гор. Молотовске, заказ 113, как большая торпедная лодка «Б-82».
1957 год
1958 год январь-июнь отработка курсовых задач в полигонах БП.
1958-август- 1959 апрель совершила два автономных похода в Атлантический океан.
Первый поход продолжался 35 суток и проходил под флагом командующего Подводными Силами СФ адмирала Кудряшова и его штаба, в район Исландии и островов Ян-Майен (Норвежское и Гренландское моря) На ПЛ размещался Флагманский КП командующего Подводными Силами СФ. ПЛ «Б-82» участвовала в учениях СФ.
На борту ПЛ находились офицеры штаба подводных сил СФ и 33 ДиПЛ капитан 1 ранга Михеев – флагманский штурман ПС СФ и капитан 2 ранга Резниковский Л.- флагманский штурман дивизии. ФКП командующего ПС СФ выполнил все задачи, стоящие перед ним.
Все ПЛ ПЛ участвующие в учении в Атлантике благополучно вернулись в свои базы.
Экипаж ПЛ «Б-82»:
Командир ПЛ капитан 2 ранга Швецов Г.Н.
СПК капитан-лейтенант Степанов Ю.В.
ЗКП капитан 3 ранга Скоробагатов Николай Андреевич. командир БЧ-1 старший лейтенант Веселов Юрий Петрович.
кoмандир группы БЧ-1 лейтенант Селин Владимир Т. командир БЧ-3 капитан-лейтенант Вылегжанин Владимир А.
ПК старший лейтенант Петров Борис Иванович.
командир группы БЧ-3 лейтенант Ильин Владимир Д. командир БЧ-4-РТС старший лейтенант Боровков Владимир.
командир БЧ-5 инженер капитан-лейтенант Захаров Виталий.
Командир моторной группы БЧ-5 ст. лейт. Звегинцев Н.Г.
начальник службы М капитан м.с. Дошин Евгений. командир группы БЧ-1 Столяров Станислав. – прикомандирован временно на этот выход.
Затем в том же 1958 году был совершен совсем фантастический по тем временам второй автономный длительный поход ПЛ «Б-82» продолжительностью 135 суток в Южную часть Атлантического океана. Этот поход был предназначен для изучения, освоения и использования Атлантического океана в интересах обороноспособности страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Вторым командиром был прикомандирован капитан 2 ранга Гуляев И.И.(бывший командир РПЛ «Б-67» и в этот период был командиром строящейся атомной ПЛ « К-27»).
На ПЛ прибыла группа ОСНАЗ (радиоразведка)- начальник группы старший лейтенант Мартьянов Г., старший научный сотрудник Военно-Медицинской Академии из г. Ленинграда(к сожалению фамилию не помню), гидрометеоролог СФ капитан Гуревич И.Г. Вторым механиком был прикомандирован опытный инженер капитан-лейтенат Носков В., 3-м штурманом был прикомандирован лейтенант Батасов Н.
На танкере «Вилюйск» находилась одна боевая смена резервного экипажа в составе: старпома, командира БЧ-1 старшего лейтенанта Торопова Ю.Ф., командира группы БЧ-5 лейтенанта Чебаевского С. и около 30 матросов и старшин всех спецальностей.
Но самое главное , почему в 1958 году предстоял этот поход: на борту ПЛ «Б-82» находилась группа ученых из Союзного НИИ Геодезии и Картографии при МВД СССР. Состав экспедиции 6 человек: руководитель группы-кандидат географических наук Березин Э., старший инженер - кандидат технических наук Соловьев и четыре техника – специалисты по аппаратуре.
Группа расположилась во 2-м отсеке. Заняли каюту старшинского состава. Разместили там гравиметрическую аппаратуру. Экспедиция проводила научные работы по замеру гравиметрических полей Атлантического океана.
Поход был секретный. Обеспечивал поход танкер «Вилюйск» Владивостокского Морского Пароходства.
Замеры проводились на глубине 100 метров через каждые 100 миль по определенному маршруту, в подводном положении, в определенных координатах (широта и долгота) океана. Координаты указывал руководитель экспедиции, а штурманы при помощи навигационных приборов определяли точное место ПЛ.
Подводная лодка «Б-82» вышла из г. Полярный 15 ноября 1958 года. В начале пришли в Мотовский залив и в бухте Озерко погрузились и легли на грунт. Сделали первые замеры гравитационного поля. После замеров ПЛ всплыла в надводное положение и курсом на Север достигла 75 параллели, повернула на Запад. Прошли между островами Медвежий и Шпицберген.
Спустились через Норвежское и Гренландское моря к Датскому проливу. Датский пролив встретил нас темнотой и плохой погодой. Определить место ПЛ сложно и трудно, но надо! Несколько суток шли по счислению. Секторных радиомаяков типа «Консол» не слышно.
Впервые после пролива определились в Северной Атлантике по Солнцу в районе острова Нью-Фаундленда. Начали беспокоить самолеты РЛС «Нептун». Начинался рубеж ПЛО Нью-Фаундленд – Азорские острова. Чем ближе подходили к экватору, тем чаще приходилось уклоняться от самолетов и погружаться на глубину, чтобы нас не засекли.
Новый 1959 год встретили на экваторе, и здесь на экваторе в первый раз встретились с танкером «Вилюйск». Приняли топливо и пресную воду, а также пополнили свежие продукты (мясо, овощи, свежий хлеб). Была проведена первая смена трети экипажа, кроме командира ПЛ, командира БЧ-5, штурманского электрика, кока-инструктора и членов экспедиции. Последние только помылись на танкере.
При пересечении экватора руководство ПЛ устроило праздник «Нептуна». Приготовили атрибуты, вели киносъемку. «Нептуна» изображал второй командир капитан 2 ранга Гуляев И.И. ( впоследствии Герой Советского Союза – капитан 1 ранга). Здесь прошел «крещение» и я. Меня окрестили «Кашалот» и выдали диплом о пересечении экватора, который я храню до сих пор.
Спустились на Юг, прошли Саргассово море, пересекли экватор и перешли в Южное полушарие. Затем вдоль берегов Бразилии и Аргентины спустились до 50 градуса Южной широты и повернули на Восток, продолжая делать замеры гравитационных полей в океане и обеспечивая экспедицию точными координатами. Одновременно с замерами гравитации штурманы ПЛ делали замеры наклонения видимого горизонта наклономером Коврайского (НК), определяли слой скачка, соленость и прзрачность воды в океане. При прохождении по 50 параллели южной широты определяли высоту и длину встечающихся айсбергов, определяли дистанцию до них. Вели научную работу по изучению течений в Атлантике. Производили замеры температуры воздуха и воды, ветра, ледовой обстановки в Южном полушарии. О паре эпизодов похода я забыл написать.
В первую встречу с танкером я с третью экипажа попал на отдых на Танкер «Вилюйск». Это было под Новый год. Нам разрешили дать телеграммы родным, чем мы и воспользовались с радостью. Я дал радиотелеграмму в Ригу. Поздравил Иру с Новым годом. Она меня тоже поздравила. Адрес танкера был таким: «Москва, радиостанция Морского Флота СССР, танкер «Вилюйск» Селину Владимиру».
На танкере нам выдали гражданское обмундирование, вернее одежду и обуввь и всякие причандалы. Я числился на танкере преподавателем Одесского мореходного училища, а наши матросы – курсантами.
Пробыл я на танкере около 10 дней. Равномерность отдыха на танкере не была одинаковой из-за специфических условий и обстановки.
Через 10 дней произошла вторая смена трети экипажа. Вместо меня на танкер ушел лейтенант Батасов Николай. Приняли на ходу топливо и пресную воду, продукты доставили на вельботе.
Через 15-20 дней произошла третья встреча с танкером. На танкер ушел отдыхать командир БЧ-1 старший лейтенант Веселов Юрий Петрович. За командира БЧ-1 остался я, Селин Володя. В мое подчинение попали командир БЧ-1 резервного экипажа старший лейтенант Юра Торопов и лейтенант Коля Батасов, кстати оба из Рижского училища. Да и Юра Веселов тоже был рижанином – он окончил Рижское Нахимовское училище.
Следующая смена была примерно через месяц. Так как все штурмана уже побывли на отдыхе более 30 суток, то командир ПЛ вторично отправил меня на отдых на 7 дней. Вместе со мной на танкер ушли помощник командира старший лейтенант Боря Петров и боцман мичман Герш Александр. Кстати он тоже давал мне рекомендацию при вступлении в ряды КПСС. В партию меня принимали в море и одну рекомендацию даже подтвердили по радио с танкера. Вот такие были в то время времена!
Ровно через неделю на горизонте появился «Вилюйск» – последняя встреча в океане. Заправились топливом, водой, продуктами, ушел на танкер резервный экипаж. Я попросил Юру Торопова забрать мои гражданские вещи в Полярный, что он и сделал в лучшем виде.
На траверзе мыса Доброй Надежды повернули на Север к островам принца Эдуарда и Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены ( где умер опальный император Франции Наполеон Боунапарте) и острова Вознесения пересекли экватор в обратном направлении, то-есть на Север.
Где-то дней через семь после пересечения экватора в обратном направлении произошла последнее рандеву в океане с танкером «Вилюйск» и последняя смена трети экипажа, на ходу получили топливо и пресную воду, продукты доставили на вельботе. Резервный экипаж перешел на танкер.
Оставили справа Канарские и Азорские острова, преодолели рубеж ПЛО Ньюфаундленд-Азорские острова. Северной Атлантикой через Исландско-Фарерский рубеж ПЛО вышли в Норвежское море.
Все было благополучно, но буквально дней за 7-10, когда поход подходил к концу случилась неприятность, если не сказать больше. Уклоняясь от Норвежского рыболовного траулера, погрузились по команде «Срочное погружение» одной боевой сменой (эта команда за 130 суток экипажем была отработана до автоматизма). И тут лодка стала стремительно погружаться на глубину , причем то с диферентом на нос ,то с диферентом на корму. Провалились на 220 метров, всплыли аварийным продуванем средней группы балластных цистерн, а потом и всех баластных цистерн.
После этого случая некоторое время срочное погружение стали проводить по сигалу «Боевая тревога» по просьбе начальника экспедиции. А случилось вот что: когда разобрались механики, то оказалось, что были заполнены торпедозаместительные цистерны.
Это 9 тонн воды, а это значит 9 тонн отрицательной плавучести. Лодка при срочном погружении и так погружается с отрицательной плавучестью (около30 тонн), а тут еще 9 лишних тонн. И продувается цистерна быстрого погружения при достижении лодкой глубины 10-15 метров воздухом высокого давления(ВВД) и практически на глубине получает нулевую плавучесть, управляется ходом ПЛ и горизонтальными рулями. Этот случай моряки лодки запомнили на всю оставшуюся жизнь.
Преодолев штормовое Баренцево море 31 марта 1959 года лодка вошла в Мотовский залив и в бухте Озерко легла на грунт для проведения последнего замера гравитации магнитного поля земли. Сделав замеры, 1 апреля 1959 года ПЛ «Б-82» ошвартовалась у родного причала в г. Полярный. О проделанной работе и выполнения задания командования был составлен отчет и представлен комиссии ГШ ВМФ СССР, которая встречала подводную лодку «Б-82» 1 апреля 1959 года в г. Полярном.
За время похода ПЛ прошла более 22 тыс. миль, было сделано(решено) около 1000 астрономических определений места ПЛ по Солнцу, Звездам, Луне, сфотографированы айсберги на 50 широте в Южной Атлантике. Каждый штурман использовал по 3-4 журнала астрономических вычислений. Много задач по определению места ПЛ решили командиры ПЛ ПЛ, особенно капитан 2 ранга Гуляев И.И., и как не покажется читателям странным командиром группы БЧ-5 инженер-лейтенантом Чебаевским С.
За успешное выполнение задания командования командир ПЛ «Б-82» капитан 2 ранга Швецов Г.Н. и командир АПЛ «К-27»(строящейся) капитан 2 ранга Гуляев И.И. были награждены орденами Боевого Красного Знамени, зам.командира по политчасти и командир БЧ-1 орденами Красной Звезды, командир БЧ-5 ПЛ и командир БЧ-5 резервного экипажа орденами Красной Звезды, командир группы БЧ-3 лейтенант Ильин В.Д. – медалью «За отвагу». Другие члены команды ПЛ были награждены Почетными Грамотами ГК ВМФ СССР, ЦК ВЛКСМ, ценными подарками. Весь экипаж был отправлен на отдых в санаторий МО СССР на Рижское взморье.
Капитан танкера «Вилюйск» был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а личный состав танкера удостоился благодарности Главкома ВМФ СССР .
Вообще история танкера «Вилюйск» весьма интересная. Танкер «Вилюйск» был построен на Финской фирме «Раума Репола» по заказу Советского Союза в конце 1957 года.. Экипаж был из г. Владивостока. Приписан был к Владивостокскому Морскому Пароходству. Обеспечив экспедицию в Атлантику в 1958-1959 г.г., танкер посетил с грузом топлива остров Диксон. Затем с грузом бензина перешел на Черное море. Там прошел доковый и текущий ремонт. Вернулся в Полярный и в октябре 1959 года вновь отправился в экспедицию по замеру гравитационных полей трех океанов.
В этих походах учавствовали две подводные лодки 611 проекта 161 БПЛ СФ: это ПЛ «Б-88» и ПЛ «Б-90», которые одновременно приказом ГК ВМФ СССР перебазировались на ТОФ. Экспедиция обеспечивалась судами морского пароходства: теплоход «Михаил Калинин» и танкер «Вилюйск».
Поход длился 6 месяцев. На судах размещался резервный экипаж 161 бригады ПЛ СФ и резервный экипаж прибывший с ТОФа, командир 2-го экипажа капитан 2 ранга Киреев К.К. Экипаж с ТОФа работал на ПЛ «Б-90». Корабли прошли три океана ( Атлантический, Индийский, Тихий). Вышли из Полярного и закончили свой переход в г. Петропавловске-на-Камчатке (октябрь 1959г.-март 1960 г.).
После того, как комиссия выслушала наши замечания и предложения по походу меня отпустили на 10 суток в Ригу. Пока я был в Риге, вся команда лодки уехала на отдых в санаторий «Рижское взморье» в Лиелупе и в Прейдайне. Прибыв после отпуска в Полярный, я узнал, что лодка уже на заводе СРЗ-35 в поселке Роста (Мурманск-17).
Лодку поставили в средний ремонт. Во время похода вышел из строя один дизель, шахту РДП заклинило в верхнем положении, прибор 24 в боевой рубке вышел из строя и ряд других неисправностей имели место. Прибыл на завод. Из основного экипажа на лодке оставались: старпом Степанов Ю.В., командир группы БЧ-5, замполит резервного экипажа, старшина команды мотористов и я –командир рулевой группы старший лейтенант Володя Селин.
Остальные офицеры и матросы были с других экипажей. К этому времени я получил звание «старший лейтенант», и как единственный офицер с основного экипажа мне поручили исполнять обязанности старпома.
Обязанности командира ПЛ исполнял Степанов Ю.В. Он летом получил звание «капитана 3 ранга». Ничего особенного за эти 3 месяца стоянки в ремонте не произошло.
Вот такие воспоминания остались у автора этого похода в 1958-1959г.г.
1959 год средний ремонт на СРЗ-35 в поселке Роста.
1960 год отработка задач боевой подготовки.