ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ СОВЕТСКИЙ ПОДВОДНИК
Рижское ВВМУ подводного плавания

(1951-1960)


Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер Обо мне. Баннер Ссылки. Баннер Фотоалбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая



ПЛ Б-69
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПЛ «Б-69» (1957-1977г.г.),«БС-69» (1977-1990г.г.),
611 проекта, заводской номер № 638.


«Б-69»:-войсковая часть 51259

Командир ПЛ:
Капитан 2 ранга Очкас Михаил Силыч (1955-1958г.г.),
”Очкас
ОЧКАС МИХАИЛ СИЛЫЧ,
ТОВВМУ, 1941 год, выпуск минно-торпедного факультета

Капитан 3 ранга Власов (1958-1960г.г.),
Капитан 2 ранга Козак П.П.,
Капитан 2 ранга Кабанячий С.Н.(02.1988-07.1990г.г.).
Старший помощник командира ПЛ:
Капитан 3 ранга Писаревский (1955-1958г.г.),
Капитан 3 ранга Власов (1958-1958г.г.).
Помощник к-ра ПЛ старший лейтенант Расс Ростислав (1955г.)- погиб в 1957г., при встрече ПЛ «Б-75» из дальнего похода.
Зам. командира по политчасти ПЛ капитан 3 ранга Скоробогатов Николай Андреевич (1955-1958г.г.).
Командир БЧ-1 старший лейтенант Турчинский Ярослав Феодосиевич (1957-1959г.г.).
Командир ЭНГ лейтенант Мелихов Герман Александрович (1957-1959г.г.).
Командир рулевой группы лейтенант Селин Владимир Терентьевич (1957-1958г.г.)
Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Витеев Павел (1957-1959г.г.).
Командир торпедной группы старший лейтенант Кирюхин Алексей(1955-1957г.г.).
Командир БЧ-4-РТС инженер-старший лейтенант Илинский Михаил (1957-1958г.г.).
Командир БЧ-5 инженер-старший лейтенант Веретенников (1957-1959г.г.).
Командир моторной группы инженер-лейтенант Смирнов Евгений Александрович (1957-1959г.г.).

”МЕЛИХОВ"
На снимке офицеры ПЛ «Б-69»:
Kомандир БЧ-5 инж.-л-т Веретенников, кап. 2 ранга «Х», командир БЧ-3 ст.л-т Витеев П., командир ПЛ кап. 2 ранга Очкас М.С.,
командир ЭНГ л-т Мелихов Г.А., кап. 3 ранга Дубейко, СПК кап. 3 ранга Писаревский, командир торп. гр. л-т Шевченко.

”МЕЛИХОВ-69"
На снимке офицеры ПЛ «Б-69»:
Командир ЭНГ л-т Мелихов Г.А., командир торп. гр. л-т Шевченко, командир БЧ-3 ст.л-т Витеев П., командир ПЛ кап. 2 ранга Очкас М.С.,
помощник командира ПЛ ст. л-т Расс Р., СПК кап. 3 ранга Писаревский, стажер кап. 3 ранга Деев, командир БЧ-5 инж.-л-т Веретенников.

1952 год 5 июля зачислена в списки кораблей ВМФ.
1953 год 14 сентября заложена на эллинге судостроительного завода №196 «Судомех» в гор. Ленинграде, как большая подводная лодка.
1954 год 18 апреля спущена на воду.
1955 год май переведена по ВВС в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
1955 год 31 декабря вступила в строй.
1956 год 14 января перечислена в состав СФ.
1957 год лето прошла текущий ремонт и докование на СРЗ-35 в поселке Роста. После ремонта перешла к месту постоянного базирования в Екатерининскую гавань(г.Полярный). Отработала полный курс боевой подготовки. Совершила 10 суточный переход к Новой Земле, на обратном пути с заходом в Гремиху на проведение торпедных стрельб.
По прибытии в Полярный стала готовиться к автономному походу. Нашу лодку подготовили к дальнему походу, погрузили все, что надо и не надо, укомплектовали экипаж, назначали день отхода. Но получилось как всегда, поход отменили! Здесь я остановлюсь подробно.
Команда была вся на борту лодки, лодка была подготовлен к бою и походу, вахта по готовности 2 стояла на местах, командир ходил по пирсу около тумбы с телефонами – ждал сигнала от оперативного дежурного Подводных Сил СФ.
Но «Добро» не было получено. Вместо этого на пирсе появилась комиссия штаба Северного Флота, проверила лодку на предмет готовности к дальнему походу и отменила выход. По какой причине не знаю.
После этого мы заступили в так называемую готовность по флоту на месяц. Это значит: уволнения запрещены личному составу и офицерам. Все офицеры маялись дурью в каютах на береговой базе и пили казенный спирт (шило), так как на Северном Флоте был установлен «сухой закон» – это было еще одно идиотство.
И что еще интересно, квартиры офицеров были в 5 минутах хода от причалов, где стояли наши субмарины, а нас не отпускали домой! В это время в автономном плавании были две подводные лодки : «Б-75» и «Б-77» ( командиры ПЛ капитан 2 ранга Илюхин М.И. и капитан 2 ранга Михайловский А.П.).
Мы продолжали стоять в готовности. ПЛ «Б-75» дала радио, что кончилось топливо у берегов Норвегии, на траверзе мыса Норд-Кап. Нам объявили боевую тревогу и послали встретить ПЛ «Б-75» и передать топливо.
Как это сделать никто не досужился придумать. Встретились, но передать дизтопливо не получилось из-за сильной волны. Швартовка борт о борт исключалась, так как сильно штормило. Это примерно в тех координатах, где погибла атомная подлодка «Комсомолец».
Взяли ПЛ «Б-75» на буксир, но завели почему-то пеньковый трос. Через некоторое время он оборвался. Командир ПЛ «Б-69» капитан 2 ранга Очкас М.С. послал на корму помощника командира ПЛ старшего лейтенанта Расс С. посмотреть , не намотался ли трос на винт ПЛ.
Когда помощник был уже на корме, нахлынула огромная волна и смыла его за борт. Сыграли тревогу «Человек за бортом», но увы спасти помощника не смогли. Подняли на борт только труп и то благодаря трем морякам: акустик Цибулько, рулевой-сигнальщик Чеблаков и одного моториста(фамилию не помню).
Короче со спущенным флагом и трупом на борту прибыли в Полярный, где уже ждали «скорая помощь» и руководство Подводных Сил во главе с адмиралом Орел А.Е.
Три матроса за мужество и проявленный героизм были награждены медалью «За Отвагу», по Флоту был выпущен агитлисток о их подвиге. Подходил к концу 1957 год.
Сменился командир. Командиром стал капитан 3 ранга Власов.
1958 год отработка задач боевой поготовки.
С 1956 года по 1963 год входила в состав 161 БПЛ СФ.
1964 год 15 сентября принята в ремонт с модернизацией на КМОЛЗ гор. Кронштадт.
1971 год 2 декабря перечислена в состав Краснознаменного Черноморского Флота для прохождения Государственных испытаний.
1972 год 17 июля перечислена в состав Ленинградской ВМБ.
1973 год 25 октября перекласифицирована в оптовую ПЛ.
1974 год 25 апреля отнесена к проекту 611п.
1975 год 19 мая после модернизации и испытаний принята в эксплуатацию.
1977 год 3 августа присвоен новый тактический номер «БС-69»
1986 год с лета по осень совершила межфлотский переход по трасссе Севморпути на Камчатку на буксире у Спасательного судна Министерства Морского Флота СССР.
1986 год 1 октября зачислена в состав КТОФа.
1987 год перебазирована в бухту Конюшкова, перечислена в состав 256 Отдельного Дивизиона ПЛ КТОФа.
1987-1990 г.г. выполнила задачи трех боевых служб.
За мужество и героизм, проявленный при выполнении спецзадания, два офицера, из числа прикомандированных, закрытым Указом ВС СССР получили звания «Героя Советского Союза».
1990 год 19 апреля исключена из состава ВМФ, но оставлена на плаву в бухте Конюшкова.
В последствии корпус ПЛ затонул у пирса №3 из-за негерметичности донно-забортной арматуры.
1990 год 1 июня расформирован экипаж.


Hosted by uCoz